- Семиднeвная Панорама
В Молдове мужчина умер в ожидании трансплантации: сын обвиняет врачей в халатности
Сын мужчины, умершего в ожидании трансплантации печени, обвиняет врачей в неоправданной четырехмесячной задержке операции и направлении его в качестве потенциального донора на дорогостоящие исследования в частную клинику. Хирург же утверждает, что пациента нельзя было оперировать из-за рецидива рака, сообщает Europa Liberă.
Диагноз и проблемы с донорством
61-летний Григоре Ротарь из села Горное Страшенского района всю жизнь проработал на камнедробильном заводе, а в последнее время работал охранником. 11 лет назад у него диагностировали рак простаты. Позже, в 2017 году, он заразился гепатитом C. Прошел курс лечения, который, по словам сына Тудора Ротаря, остановил инфекцию.
В 2020 году мужчина заболел COVID-19, что ухудшило его состояние. С тех пор он стал постоянным пациентом гастроэнтеролога. В марте 2024 года у него случилась первая кровавая рвота. Его экстренно госпитализировали в Республиканскую клиническую больницу (РКБ).
«Тогда врачи сказали нам, что единственный способ спасти его — это трансплантация печени от живого донора», — рассказывает Тудор Ротарь, который вызвался стать донором для своего отца.
Тудор должен был пройти ряд обследований и подготовить документы для донорства: «Каждый раз, когда нам нужно было сделать обследование, нам предлагали обратиться в Repromed, потому что там самые лучшие специалисты и самое современное оборудование».
Repromed — это частная клиника в Кишиневе, основанная и возглавляемая хирургом Адрианом Хотиняну, который должен был оперировать Григория Ротаря в РКБ. Тудор говорит, что одна только компьютерная томография, сделанная там, стоила 7000 леев.
«Мы были готовы делать обследования в частной клинике, чтобы не терять время», — объясняет он.
Следующим этапом для Григория Ротаря должна была стать запись в лист ожидания на трансплантацию. Однако до списка он так и не дошел. Очередь на прием к гепатологу, ответственному за список, была длинной, и его очередь подошла бы примерно через месяц.
«Если я приходил без записи, он спрашивал, что я здесь делаю. Человек был в больнице и умирал, а гепатолог отправлял меня записываться на прием, который был через месяц. Он говорил, что ничем не может помочь и отправлял меня к семейному врачу, которого у нас в селе нет», — утверждает Тудор.
Тем временем у отца Тудора снова было внутреннее кровотечение, и его снова госпитализировали в реанимацию, но через два дня перевели в обычную палату.
«У папы был ишемический инсульт, он был неадекватным, но его привезли в отделение, хотя он не был пациентом отделения», — говорит Тудор.
Он спросил врачей, почему они не вмешиваются, ведь его отец перестал узнавать кого-либо. «Вы знаете, сколько стоит день в реанимации?» — был ответ. Тогда он сказал дежурному врачу, что готов заплатить, но ему намекнули, что он неправильно понял.
Тудор утверждает, что только после того, как он поднял шум, его отцу сделали компьютерную томографию и обнаружили инсульт. Через четыре дня мужчину выписали. Сын отвез все анализы отца в Онкологический институт, и специалисты направили его на другие обследования.
«Мы сделали их за свои деньги, потому что иначе пришлось бы стоять в очереди. В конце концов, нам сказали, что у него рецидив первичного рака и что они не могут сделать ему трансплантацию печени. Нас водили за нос четыре месяца, чтобы в итоге сказать, что ничего нельзя сделать. Все это время, пока он был транспортабельным, мы могли бы отвезти его в клинику в Турции или Германии. Мы обсуждали это с разными людьми», — говорит Тудор Ротарь.
Состояние здоровья его отца ухудшалось с каждым днем, ему должны были сделать парацентез (откачать жидкость из брюшной полости), но так и не сделали.
«Господин Хотиняну постоянно был в командировках, приходилось ждать его по две недели. Все говорили: "Спросим у Адриана Владимировича, что делать дальше". Никто не брал на себя ответственность», — говорит сын.
21 июля у Григория Ротаря снова открылось внутреннее кровотечение, и он снова попал в реанимацию. Его состояние ухудшалось с каждым часом, и 24 июля он скончался.
Комментарии ответственных лиц
Журналисты спросили хирурга Адриана Хотиняну, возглавляющего единственную команду, проводящую трансплантацию печени в Молдове, правда ли, что потенциальные доноры органов направляются на обследования в его частную клинику. Врач подтвердил, что некоторые исследования проводятся в Repromed на платной основе, поскольку в государственной больнице нет необходимого оборудования.
По словам Хотиняну, речь идет о компьютерной томографии, которая позволяет оценить объём печени.
«Другие исследования у доноров мы не проводим», — ответил хирург. Он также объяснил, что у Григория Ротаря были противопоказания к трансплантации из-за онкологического заболевания, о котором его семья знала еще с «мая-июня».
Администрация РКБ никак не прокомментировала ситуацию.
Напомним, этот же врач оперировал в Repromed молодую женщину из Кишинева, которая умерла через два месяца. Ее семья обвиняет в смерти бариатрическую операцию, но Хотиняну отвергает обвинения. Проводится расследование.
Журналисты также поинтересовались у ответственных лиц Агентства по трансплантации, должен ли пациент в тяжелом состоянии быть включен в лист ожидания или может быть прооперирован срочно.
«Закон гласит, что пациент, даже имея донора, должен быть включен в лист ожидания. Каждый случай индивидуален. Команда должна оценить как реципиента, так и донора. Мы не можем позволить себе упустить что-либо. Мы не хотим, чтобы донор приходил здоровым и уходил с проблемами со здоровьем», — сказал директор Агентства Григорий Романчук.
В прошлом году в Молдове было проведено всего три трансплантации: две печени и одна почки. За последние 3 года, с началом пандемии COVID-19, количество трансплантаций органов сократилось. В 2022 году 20 человек умерли в ожидании трансплантации. Специалисты объясняли это недостатком доноров, как живых, так и с мозговой смертью.
6 августа Тудор Ротарь подал петицию в Министерство здравоохранения, в которой обвинил врачей РКБ в неоправданной задержке процесса в течение четырех месяцев «из-за частых отсутствий» врачей Адриана Хотиняну и Натальи Таран, ответственного гепатолога за включение пациента в список на трансплантацию.
Кроме того, Ротарь обвиняет врачей в «халатности при проведении необходимых процедур, отсутствии эмпатии, непрофессиональном поведении и неадекватных процедурах для консультаций и обследований», требуя от Министерства здравоохранения провести детальное расследование этого случая.
Оксана Андрущак
Читайте также: