- Совместная Пятница
«Всегда есть люди, которые меня очень ждут», или Один день с почтальоном
Кто за годы работы больше трех с половиной раз обогнул весь шар земной по экватору, пройдя не меньше 148 200 километров, разнося письма, телеграммы, газеты, пенсии? Прасковья Макарьевна Ильина почти ежедневно преодолевает 15 километров пути, где 1,5 тыс. домов, за окнами которых такие разные, такие непохожие истории и судьбы. Журналист «СП» Наталья Тайшина провела один рабочий день с почтальоном в Единцах и узнала изнутри, с какими проблемами сталкиваются такие работники и за что всё равно любят свою профессию. Наталья работала с Прасковьей в пятницу, 30 декабря — канун Нового года внёс свой отпечаток в работу.
С восьми утра на почте — самая горячая пора
В 7.30 Прасковья Макарьевна выходит из дома. Мы встречаемся на перекрестке и вместе направляемся на почту.
— Сегодня морозно, но день будет красивым и солнечным, — делится она наблюдениями, добавляя, что работа почтальона напрямую зависит от погоды.
Мы подходим к зданию почты и входим через служебный вход с торца здания.
Идем в отдел доставки, куда вместе с нами подтягиваются и другие почтальоны.То и дело в отделе доставки хлопают двери, сотрудники почты поочередно вносят пачки газет и журналов, стопки квитанций и писем. Данные заказных писем, писем с уведомлением о вручении, ценных писем, пакетов тут же сканируют и вводят данные в единую информационную систему Poșta Moldovei.
Мы знакомимся и с другими почтальонами. Всего в Единцах их 8, и это только женщины. Самой преданной професии оказалась Зинаида Штирбу, трудовой стаж которой перевалил за цифру 46!
Зинаида Штирбу в должности почтальона работает с 22 лет.Пока почтальоны разбирали корреспонденцию, мы провели блицопрос, выясняя, с какими наиболее частыми проблемами и трудностями приходится им встречаться в Единцах. Оказалось, что самая большая проблема — бродячие собаки. Как минимум по одному разу каждому почтальону пришлось пострадать от их зубов, и почти ежедневно — от агрессии.
— Очень опасно, когда собаки окружают большой сворой. Бездомных дворняг в городе немало, и от них всем достается. Но нам не везет больше других: человек с большой, набитой сумкой вызывает у собак особый интерес. Бывает, что из-за собак не удается в срок доставить людям письма, газеты и даже пенсии. А еще собаки очень не любят запах свежей типографской краски, и случается нам не только от бродячих, но и от домашних собак отбиваться, — делится опытом Зинаида Штирбу.
На маршруте встречаются как своры собак, так и одиноко гуляющие.— И еще очень сложно работать, когда у домов и калиток отсутствуют почтовые ящики. Полбеды, если дом многоэтажный, мы почту можем оставить на лестнице, занеся в подъезд. А в частном секторе, когда ящик отсутствует или поломан, приходится искать, как закрепить корреспонденцию: между прутьев в заборе, в щелях калитки. Иначе почта, особенно квитанции и извещения, просто не дойдет до адресатов, и нашей работой люди останутся недовольны. Особенно сложно в непогоду, когда дует ветер, бумаги разлетаются, а ты с сумкой бегаешь под дождем или снегом и пытаешься их поймать, — дополняют почтальоны.
Тяжело работать, когда у дома нет почтового ящика.Третьим фактором, делающим работу почтальона экстремальной, единецкими почтальонами единогласно признаны непогода и плохое состояние дорог на периферии города: в мороз и гололед, под затяжным дождем, некоторые улицы становятся непроходимыми.
У каждого из почтальонов в городе есть такой участок, своя «Голгофа», уверяют они.Больше вопросов не задаем, чтобы не отвлекать почтальонов, которым до выхода на маршрут надо успеть получить, рассортировать по адресам всю поступившую корреспонденцию. А это газеты, журналы, простые и заказные письма, мелкие пакеты, квитанции, рекламные буклеты и листовки.
Почтальоны немного и бухгалтеры, и статисты, потому что им приходится много считать и писать, внимательно сверять и просматривать.— Почтальон не может быть ленивым или невнимательным. У нас в руках важные письма, чужие деньги — пенсии мы сами суммируем и считаем, а потом, когда выдаем деньги, еще по несколько раз всё снова проверяем, — раскладывая корреспонденцию, говорит Прасковья Макарьевна.
Почтальон Паша укладывает свою вместительную сумку. Аккуратно и по порядку, письма и газеты для каждого дома отдельно, чтобы у почтового ящика долго не задерживаться, чтобы все было под рукой, дополняя:
— Одни бланки мы заполняем тут, на почте. Другие — отчеты о доставке, где указываются время, когда письмо было вручено, где и кому, уже на участке.
В путь
К 10 часам утра Прасковья Макарьевна заканчивает офисную работу. В 10 часов 15 минут мы вместе с почтальоном выдвигаемся на маршрут.
За Ильиной закреплен участок № 4, его протяженность порядка 15 километров.— Первое, куда нам надо успеть сегодня, — в учреждения, так как перед Новым годом в организациях может быть рабочий день укорочен, и поэтому сегодня нам придется немного попетлять. Сначала зайдем в банк, куда нужно доставить пакет, затем — в газовое хозяйство (Единецкий филиал ООО Единец-газ) отнесем письма, и успеть бы еще с почтой в лицей им. В. Сухомлинского.
До 12 часов Прасковья Ильина успела разнести почту в учреждения. В газовом хозяйстве Единец мы были в 11.10.Приходится общаться с разными людьми
По дороге в лицей Прасковья Макарьевна разговорилась:
— По работе мне приходится общаться с разными людьми, среди которых много пожилых. А это особая категория, по большому счету, многие из них глубоко несчастны и одиноки — одни болеют, другие и вовсе не ходят, есть такие, кто разбит горем и тяжело переживает утрату. Сейчас этого хватает. И все они ждут: даже не столько писем и пенсий, как почтальона, чтобы поговорить, поделиться наболевшим, посоветоваться. Мне иногда кажется, что я лучше, чем их семейный доктор, знаю и помню их болячки и диагнозы. Вот, смотрите сами — Марья. Она, поджидая меня, каждый день в одно и то же время выходит во двор, а завидев, спешит к калитке, чтобы словом перекинуться. Мне она очень напоминает одну таежницу, старообрядку-отшельницу, Агафью Лыкову, с той только разницей, что Марья хоть и живет затворницей, а вот меня ждет, со мной общается.
Старушка Марья каждый день выглядывает почтальона.Скромная и тихая от природы, почтальон Прасковья выдающегося в своей работе не видит. Она не один раз за день повторяет: я просто тружусь, просто работаю, разнося по адресам почтовую корреспонденцию, однако подмечает:
— Человеку важно знать, что он нужен, что от него и его дела есть толк. Я потому и прикипела к этой работе, что именно в качестве почтальона чувствую себя полезной, ведь когда ты знаешь, что тебя ждут с пенсией, телеграммой или письмом, ждут, когда придет свежий номер газеты или любимого журнала, радуются тебе как члену семьи — это дорогого стоит.
Работа без перерыва на обед
— Работы у меня всегда много, и уже много лет я работаю без перерыва на обед, стараясь обойти весь участок до 16-17 часов. Сегодня, за день до Нового года, тем более о передышке не может быть и речи, — смеется Паша.— Работы на Новый год у почтальонов всегда было много. Пока не было интернета, в праздничные дни, кроме сумки набитой корреспонденцией доверху, приходилось почту паковать на тележку. Случалось в один дом донести до 20 открыток и писем, а ведь в прежние времена каждая семья выписывала и по несколько (в среднем 5-6 газет, 3-4 журнала) изданий периодики. Сумки были огромные и неподъёмные, так как газеты и журналы выписывали в каждой семье, и не по одной: «Труд», «Известия», «Комсомольскую правду», «Молодёжь Молдавии», журналы «Мурзилка», «Крокодил», «Наука и жизнь», «Советский экран», «За рулем» и многие другие, всего и не перечислить.
А еще раньше люди чаще писали друг другу письма: родственникам, друзьям, знакомым. Честно признаться, я скучаю по тем временам, когда на праздники, особенно под Новый год, 23 февраля и 8 марта, я, набивая доверху сумку красочными открытками и конвертами, словно добрая фея с подарками, отправлялась на участок, и в каждом доме меня ждали, в каждом были рады. Жаль, что бумажные письма и открытки люди стали писать все реже. Теперь-то письма отсылают и получают в основном пожилые люди — интернета у них нет, вот они и шлют поздравления по старинке, но если по правде сказать, то бумажное письмо или открытка, мне кажется, всегда душевнее, дороже получателям, чем буковки на экране.
Сейчас, несмотря на обилие печатной продукции, люди выписывают значительно меньше прессы. К сожалению, доходы наших жителей не соответствуют высокой стоимости подписки, — грустно отмечает почтовик.
Прасковья на участке.По пути следования просим Прасковью рассказать, как она начала работать почтальоном:
— Вроде бы как вчера было, но с тех пор много воды утекло. Окончила школу и сразу почти выскочила замуж. 45 лет назад родилась дочь Катя. В советские времена все должны были работать, а декретный отпуск был короткий. Через 9 месяцев после рождения дочери встал вопрос о моем трудоустройстве. Мне нужна была работа с гибким графиком, такая, чтобы я могла на короткое время прибегать домой, к дочери. Решила попробовать поработать почтальоном, да так почтальоном и осталась. Сейчас уверена, что тот шаг был судьбоносным и на почту я пришла не случайно. Действительно, за эти годы можно было не один раз сменить работу, но мне моя работа почтальона очень нравится. Такого тесного общения с людьми мне не могла бы дать никакая другая профессия, — мягко улыбается Прасковья.
Самое сложное в работе почтальона
Вопрос, что самое сложное в работе почтальона, Прасковью Макарьевну удивил:
— Конечно, доставка пенсий людям. У меня на участке больше 940 пенсионеров, и с каждым надо встретиться лично, ведь это деньги, их как-то в щель забора не сунешь! Пенсии я разношу не в один день, по графику, да и много денег с собой брать опасно. А люди стали жить очень бедно, некоторым от пенсии до пенсии денег не хватает. Они ждут меня как последнее спасенье, и я порой, если вдруг не успеваю в срок, кожей чувствую их бессилье, их беспомощность и обиду. Поэтому я прикладываю все силы, чтобы каждая старушка, каждый старичок получили свои пенсии строго по графику.
Вообще-то, по тяжести работа почтальона — мужская, она требует немалой силы и выносливости, поскольку груз писем и газет может оказаться очень тяжелым, к тому же часто приходится преодолевать большие расстояния, а вот по зарплате (около 4 тыс. леев), скорее, женская.
На здоровье я никогда не жаловалась, хотя, наверное, тут я лукавлю, и даже сама себя обманываю. За все время работы я трижды была на больничном: когда дочь оперировали (удаляли апендицит в 1981 году), потом в 1988 году, когда у нее двустороннее воспаление легких было. И в пандемию — тут уже я заболела ковидом.
А на самом деле не так все и гладко: я родилась в 1958 году, и болячки, конечно, имеются. Больше всего переживаю из-за диабета, стараюсь держать диету, контролировать показатели сахара. Да и силы не те, что в молодости. Усталость порой за ночь не проходит, и иной раз кажется, что с кровати не встану, а встану, так не разогнусь. Но я всегда знала, что в определённый момент перед каждым встает выбор: стареть ему или нет. Стареть я не хочу, поэтому каждое утро поднимаю себя с постели и гоню на работу, ведь если перестать работать, перестать общаться, быстро наступит старость и одолеет дряхлость.
Каким должен быть почтальон
— В первую очередь, почтальон должен быть хорошим человеком. Плохих людей на почте нет, они на почте не задерживаются. А ко всему почтальон должен быть общительным и терпеливым к людям. У людей бывает разное настроение, а нам надо найти к ним подход, а для этого важно прежде всего любить свою работу. Ведь с любым можно поговорить, выслушать, понять, простить. А еще почтальон должен быть немного психологом. Кто-то может расплакаться, и его надо успокоить, а кто-то сорвался. Я к людям, какое бы настроение ни было, стараюсь приходить с улыбкой, — говорит Прасковья.
Увидев почтальона у калитки, поздороваться с нами вышел Михаил Урзика.
Узнав, с какой целью с почтальоном рядом находится журналист, он воскликнул:
– О нашей Паше напишите самые добрые, самые теплые слова! У нас лучший почтальон: она ответственная, внимательная, серьезно относится к работе, хоть по природе своей веселая и хохотушка! Вся наша улица подтвердит, что ни разу у нас к почте никогда не было нареканий или претензий.
Михаил Урзика вышел пообщаться с почтальоном.
Так, по дорогам и тропинкам четвёртого участка Единец час за часом мы сопровождали нашу почтальонку Пашу. Еще несколько встреченных нами человек шутили, улыбались, поздравляли с приближающимся Новым годом и Рождеством.
Что показал шагомер
Когда завершили работу, на часах было 16.20, а шагомер мобильного телефона показал 21 403 шага.
Задавшись вопросом, сколько же Прасковья Макарьевна Ильина прошла за время работы на почте, мы прикинули: в каждом календарном году в среднем 247 рабочих дней. Если их помножить на 15 километров (длина участка почтальона), получаем результат: 3705 км в год проходит Прасковья Ильина в год на работе.
3705 км × 40 лет, получаем 148 200 километров — это минимальное расстояние, которое она прошла за время своей работы на почте, так как только в последние годы у почтальонов два выходных дня в неделю, прежде они работали и в выходные, и даже в праздничные дни.
Экватор Земли — это воображаемая планетарная линия, длина которой составляет около 40 075 км в окружности. Получается, что по этой самой воображаемой планетарной линии единецкий почтальон Прасковья Макарьевна Ильина намотала 3,7 раз, не меньше.
У новогодней ёлки в газовом хозяйстве Единец.
Наталья Тайшина
Фото автора
- Читайте также:
- 8 детей: как живут и о чем мечтают многодетные родители из Единец
- Бельцкий тренер по велоспорту: «В спорте нужно что-то отдать, чтобы получить результат»
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.