- Семиднeвная Панорама
Расследование ZdG: сколько стоит участие в антиправительственном протесте и как организуют участников
Четыре репортера Ziarul de Gardă внедрились в ряды протестующих от партии «Шор» накануне митинга 18 сентября в Кишиневе. В течение нескольких дней журналисты фиксировали изнутри, как мобилизуют людей, организуют их перевозку и платят им за демонстрацию их «гражданской позиции».
Несколько тысяч человек участвовало в сентябре в протестах, организованных партией «Шор» перед зданиями парламента и президентуры в Кишинёве. Они маршировали по улицам города, выкрикивали лозунги против власти, за Илана Шора и Марину Таубер, а некоторые из них до сих пор находятся в палатках в «Городке перемен».
Первый протест был организован 18 сентября. Четверо репортёров из Ziarul de Gardă проникли в ряды протестующих и снимали всё происходящее с помощью скрытых камер. Сначала выяснили те места в Оргееве, где собирались уезжающие на протесты в Кишинёв люди. Затем каждый репортёр получил кодовое имя. Журналистка Даниэла Калмыш превратилась в протестующую Ану Бодю, Наталья Захареску стала Алёной Лазарь, Василе Урсаки взял имя Ион Кроитору, а Анатолие Ешану стал Андреем Чобану.
Репортеры Ziarul de Gardă в образе протестующих. Фото: ZdG
Желающих поехать на протесты обычно собиралось больше, чем могли вместить автобусы и хотели взять с собой «кураторы». На этой почве случались споры. Из разговоров среди толпы собравшихся становилось понятно, что организаторы выбирали для поездки «своих» людей, в транспорт садились по заранее составленным спискам.
Одна из женщин признаётся, что ездила уже четыре раза, а сегодня её не взяли, хотя обещали заплатить 400 леев. Деньги сразу не платят, а только через день-два. Севших в автобусы предупреждали, чтоб они не терялись в Кишинёве, иначе возвращаться из столицы им придётся за собственный счёт.
Фото: ZdG
«Едут только несколько человек. У меня в списке 68 человек, и лишь немногие поедут, потому что мест мало. Их нет. Всё было арестовано. Почитайте интернет», – говорит Валентина, организатор, несущий ответственность за перевозку людей на протест.
По ее словам, полиция задержала автобусы, арендованные для перевозки людей из Оргеева на акцию протеста в Кишиневе.
На другом пункте сбора, возле музыкальной школы в Оргееве — та же ситуация. Здесь в распоряжении людей один автобус, но места в нем уже заняты строго теми, кто заранее зарегистрировался в списках организаторов.
Фото: ZdG
Репортёр Даниэла пытается занять место, но получает решительное «нет»: «Нет, дорогая, у нас есть люди, которые заранее записались на этот автобус», — сказали ей. Другая женщина тоже получает отказ, ее практически выталкивают из автобуса. Выходя, женщина возмущенно ответила: «Больше нам не звони! Больше не беспокой нас!».
В центре Оргеева люди ждут, когда их заберут и отвезут на акции протеста в Кишиневе. Фото: ZdG
Одному из репортёров так и не удалось попасть в автобус, пришлось уступить место «ветерану» по просьбе организатора. А трое остальных продолжили миссию репортёра «под прикрытием». По дороге в автобусах проходил инструктаж, как себя нужно вести на протесте. Люди узнали, что надо быть активными, скандировать лозунги против власти, не отвечать «провокаторам» со стороны журналистов, а после манифестации ждать телефонный звонок, чтобы получить свои 400 леев.
Пассажирам автобуса раздавали билеты на случай, если остановит ГАИ, предупредив, что на этот случай якобы это рейсовый автобус, направляющийся в город.
После протеста 18 сентября, по возвращении в Оргеев, репортёр Василий подошёл к организатору уточнить детали. Ему сообщили, как он получит деньги за протест, упоминая, что и примария вовлечена в эту схему. Была названа и сумма — 400 леев.
Вопросы о деньгах и оплате организаторы по телефону не обсуждали, но на последующие протесты приглашали. Журналисту Анатолию Ешану тоже звонили несколько раз с приглашением на поездку среди недели, называя вознаграждение кодировано — «четыре калача», что означало 400 леев.
Обещанные деньги репортёры «под прикрытием» получили на четвертый день после протеста. Сообщения были конспиративными, говорилось намёками. Например, «Надо передать то, что надо дать».
Сообщение, которое журналистам прислали через WebSMS, в котором их уведомляют о том, что они получат «подарок». Фото: ZdG
Наталья, которая назвалась Алёной, забирая свои деньги за посещения протеста, заодно спросила, как можно попасть в палатки, установленные перед парламентом, и сколько за это платят. «200 долларов за две ночи. Но надо там эти две ночи отбыть», — заметила организатор.
Деньги, полученные Натальей Захареску. Фото: ZdG
На втором протесте, организованном партией «Шор» 25 сентября, журналисты ZdG адресовали вопросы о вознаграждении протестующих депутатам и сторонникам партии. Все отрицали факт, что людей организованно привозят и что им за это платят. Они отвечали, что люди, хоть и страдают от высоких цен, против которых протестуют, сами нанимают автобусы за свои деньги, чтобы приехать в Кишинёв.
ZdG: «Людям платят за то, что они сюда приезжают, это правда?»
Председатель Оргеевского района и член партии «Шор» Дину Цуркану: «Я не знаю. Спросите их, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Я такого не слышал».
Видео: Ziarul de Gardă / YouTube
Читайте также:
- Журналисты расследовали, на какой вилле в Израиле живет Шор: реакция олигарха
- Сколько человек участвовали во вчерашнем протесте? Данные «ШОР» в разы превышают подсчёты полиции
- В офисах партии «Шор» по всей стране прошло 97 обысков