- Cлучился Прецедент
Волнения на севере Молдовы. Что произошло в Атаках и как это стало возможным
24 июня в городе Атаки произошла массовая драка между ромами и жителями других национальностей. Десятки людей собрались на центральной площади на акцию, которая в итоге вылилась в столкновения. Поводом для протеста послужил инцидент на Днестре, который случился тремя днями ранее. Тогда произошла драка между молодёжью, в результате которой в больницу попал парень. В избиении обвиняются двое парней-ромов. На улицы местные жители вышли, полагая, что виновники инцидента уйдут от наказания. Остановить насилие в городе помог прибывший из других районов страны спецназ полиции. Корреспондент «СП» Константин Хайретдинов в начале этой недели побывал в Атаках, чтобы поговорить с разными сторонами конфликта и попытаться понять, что едва не довело город до трагедии.
Из Бельц до Атак ехать почти столько же, сколько и до Кишинева. По первому взгляду — это самый обычный молдавский город с типовыми советскими многоэтажками, частным сектором, множеством магазинчиков и рекламы на улицах.
На жизнь в городе влияет приграничный статус — Атаки на самом севере Молдовы, на другом берегу Днестра от украинского Могилёв-Подольского. Одно из важнейших мест здесь — таможня и КПП.
Проезжая по Атакам, не можешь не заметить и влияния ромов на этот город — от больших и часто неоконченных домов на «горке» до самих людей на улице. Из примерно 6 тысяч населения, по данным последней переписи, почти 40% составляют ромы, больше только украинцев (около 45 %).
По дороге мы увидели несколько экипажей полиции, которые объезжали город. Встречали и пешие полицейские патрули. Как мы потом узнаем, эти силы стянули за последнее время в Атаки из других районов, а вообще, последние годы там работает всего несколько полицейских на весь город, которых, по словам местных жителей,явно не хватает для наведения порядка.
Кроме полиции на улицах, не видно ничего, что внушало бы тревогу. Но это ощущение пропадает, когда начинаешь говорить с жителями — cобытия прошлой недели ещё будоражили умы людей.
Только заехав в город, мы заметили несколько патрулей полиции. Обычно здесь полиции меньше — всего несколько сотрудников на город.
Хроника событий в Атаках
21 июня. Девушка гуляла у Днестра, когда к ней стали приставать двое выпивших молодых людей-ромов (обоим по 27 лет). За неё заступились 18-летний одноклассник и 14 летний сосед. Произошла драка, после которой 18-летний юноша оказался в больнице. Досталось и подростку. Девушка не пострадала.
22 июня. В одном из столичных СМИ вышел видеоматериал, из которого следовало, что сами подростки спровоцировали инцидент и что никто не госпитализирован.
23 июня. Среди местных жителей нарастало возмущение, стали звучать голоса, что ромы «откупились»от полиции и СМИ. Родственники пострадавших подростков написали в местный вайбер-чат сообщение, в котором призвали собраться на мирную акцию и выразить протест в связи с произошедшим.
24 июня. На одной из центральных улиц началась акция. У ворот дома одной из семей ромов протест перерос в столкновения, в ход пошли не только кулаки, но камни, палки. По версии одних, драку спровоцировали ромы, те, в свою очередь, винят собравшихся на улице. Вечером того же дня в город стянули полицейских и батальон спецназа полиции «Fulger» из других районов. Они перекрыли улицу, где были столкновения, и разогнали большинство по домам.
25 июня. Волнения продолжились. Десятки ромов вышли на улицы, возмущённые дракой днём ранее, и пытались перекрыть дорогу. Полицейские и спецназовцы этого не допустили. Ромы жаловались, что в стычке с полицией у одного из молодых людей было разбито лицо. В местной полиции затем сообщали, что по итогам стычек никто не был госпитализирован, никого не задержали и заявлений в полицию не поступало. Полиция также открыла уголовное производство, чтобы установить виновных в беспорядках.
Тогда же в мэрии Атак провели круглый стол, где присутствовали полицейские, администрация города и района, родители пострадавших детей и представители ромов. На нём обсуждались пути выхода из конфликта.
В тот же день территориальная комиссия по чрезвычайным ситуациям ввела ограничения в городе: запрет на продажу алкоголя после 18.00, собираться группами и находиться на улице несовершеннолетним без сопровождения взрослых после 20.00.
У ворот этого дома протест перерос в драку.
Искрой стал материал в СМИ
Первым, с кем мы пообщались об обстановке в городе, был житель Атак Александр. Он один из тех, кто писал нам в соцсетях в те дни. По его словам, сейчас в городе всё немного утихло, но стороны ещё не примирились.
Александр рассказал, что всё началось после случая Днестре. В тот день там побывал и он.
— Узнав, что произошло на Днестре, я побежал на место. Там уже начала стягиваться толпа, ромов и неромов. Благо, было больше взрослых людей, поэтому инцидент там не продолжился. В какой-то момент нападавшие стали разбегаться по кустам, и мы начали их ловить. После этого приехала полиция. Я видел, что и молодой парень был побит, и тот, что постарше, плевался кровью, девушка стояла вся в слезах. Они решили написать заявление на ромов. Последние не хотели ехать с полицией, и, когда их хотели посадить в машину, толпа ромов окружила их, не давая этого сделать. Они кричали, что, когда их, ромов, били (речь идёт о более раннем инциденте. — «СП»), полицейские ничего не делали. Потом стали отходить вместе с теми, кто дрался, во двор дома. В итоге с полицией уехали только подростки. Правда, потом мне рассказали, что тех ромов в итоге всё-таки увезла полиция, — вспоминает Александр.
Как говорит наш собеседник, усугубил ситуацию видеоматериал программы «Echipa 902», в которой со ссылкой на полицию заявлялось, что это подростки начали оскорблять ромов, в результате чего завязалась драка. Также из сюжета следовало, что никто не госпитализирован.
— Я лично видел детей, они не были пьяные, кроме того, я их знаю, они нескандальные, неагрессивные. Мы стали выяснять, почему теперь их обвиняют. В редакции этого портала нам сказали, что они дали ответ полиции и все вопросы к ней. В полиции нам ничего толком не ответили. Сказали, мол, следствие ведётся. Потом появилась информация, что ромов отпустили. Это вызвало ещё больше недовольства. Первые мысли были, что ромы просто откупились или от полиции, или от СМИ. Ведь полицейские сами видели, в каком состоянии были и ромы, и дети. И тут делают заявление, что всё нормально, а тем временем ребёнок был направлен в Бельцы на лечение. После люди вышли на акцию протеста, чтобы высказать своё недовольство происходящим, — сообщил Александр.
Александр добавил, что люди, собравшиеся на акции 24 июня, не приходили с целью громить или кого-то бить. По его словам, протест планировался мирный. Он считает, что другая сторона спровоцировала драку и показывает видео: у ворот дома ромов стоит несколько десятков человек. Вперёд выходит женщина и начинает снимать ромов во дворе на телефон. Оттуда выходит другая женщина и толкает её. И сразу же после этого стороны переходят в рукопашную. (Добавим, что и ромы считают вторую сторону виновной в начале драки и представляют свою видеоверсию тех событий.)
«Эта ситуация назревала последние 20 лет»
Когда мы спрашиваем жителей Атак — неромов, есть ли более глубокие причины конфликта, люди отвечают, что к этому конфликту всё шло многие годы. Они вспоминают, что в 1982 году в Атаках тоже были подобные столкновения между разными группами населения. Тогда тоже разногласия начались на бытовой почве, но всё зашло дальше, было кровопролитие. С тех пор жили мирно, но не без казусов. И таких казусов — ссор, скандалов, инцидентов — наши собеседники готовы назвать много. Они полагают, что это связано с нежеланием отдельных ромов подчиняться правилам, а госорганы предпочитают «не связываться».
По словам местного советника Анны Заболотной, сейчас весь этот вопрос по какой-то причине пытаются свести к межэтническому конфликту в то время, как у отдельных ромов и неромов вполне нормальные отношения.
— Дело в том, что эта ситуация назревала последние 20 лет, постепенно, как снежный ком. Сейчас эту ситуацию хотят перевести в этнический конфликт. Хотя если бы это совершили украинцы, русские или молдаване, была бы такая же реакция. К сожалению, это [инцидент] сделали цыгане. Я их так называю не потому, что хочу оскорбить, а потому что у них так написано в паспорте и это их национальность.
Многие из них знают, что у них есть права, но они же не понимают, что есть и обязанности. Нам в Генеральном инспекторате полиции сказали, что это как сосед с соседом поругались. Но поймите, неприятные ситуации происходят на протяжении многих лет, массово и чуть ли не каждодневно и во многих структурах. Случаев и примеров такого поведения тут скопилось много. Приехали люди из села и торгуют. Подходит цыганка и говорит: «Почём живая курица?» Ей называют цену, допустим, 150 леев. Она говорит: «Нет, отдай за 100». Ей отказывают продавать за 100. В ответ она берёт и ломает курице шею и говорит: «Всё равно продашь за 100».
При всём этом хочу отметить, что есть среди них и те, с кем не возникают проблемы. То есть это показывает, что вопрос не во всём этносе, а в тех, кто так себя ведёт, — отметила Анна.
Анна Заболотная говорит, что претензий за много лет скопилось много и последняя ситуация стала последней каплей.
«Их дети росли с нашими детьми»
Мы поговорили и с другой стороной — членами семьи ромов, которые присутствовали во время столкновений в центре города.
Молодых ромов, устроивших драку на Днестре, они не оправдывают. Но говорят: если они виноваты — их необходимо судить, но не трогать остальных, кто в этой ситуации невиновен. Также они повторяют, что не хотят конфликта и надеются, что всё удастся решить мирным путём.
— Если бы мы знали, что они собираются такой толпой, мы бы тоже собрались и была бы война. И что дальше? Разве от этого стало бы лучше? А так в том доме [у которого были стычки] отмечали 40 дней человеку, и там было около 4-5 человек. Они взяли и толпой туда пришли. Мы не хотим ругаться, не хотим драться ни с кем. Вот там были эти два пацана, которые провинились, так для этого есть закон, есть полиция. Идите закрывайте их, судите по закону. Причём тут другие мирные жители, которые никого не трогали?! — говорит женщина постарше.
Позиция ромов заключается в том, что наказывать надо провинившихся и не трогать всех остальных.
— Их дети росли с нашими детьми. Зачем нам скандал, чтобы их дети били наших и наоборот? И вот так, чтобы началась каша. Мы тут жили много лет мирно и никаких проблем не было. Мы не хотим скандала, зачем нам с ними воевать? — добавляет одна из женщин.
— Я виделся с председателем района и сказал ему, что те, кто подрался на Днестре с девушкой, парнями, они перед матерью той девушки и перед отцом извинятся. А вы должны извиниться за то, что сделали в центре и напали на дом. Он сказал, что это можно сделать, и главное, чтобы это сбылось. Те, кто дрался на Днестре, если виновны, будут извиняться перед родителями и дальше пусть ими занимается полиция, никто это не отменяет, но надо на этом поставить точку и больше не ругаться, иначе в следующий раз просто начнётся война, — делится мужчина, представившийся Игорем.
Многие ромы, с кем мы поговорили в тот день, отмечали, что не желают скандала и призывали всё прекратить.
Женщина, живущая в доме, у которого 24 июня произошла стычка, считает произошедшее самосудом. По её словам, ромам этот конфликт не был нужен, тем более учитывая тот факт, что сейчас многие мужчины за границей на заработках, а женщины и дети вряд ли хотели устроить массовую драку.
— В тот день я справляла мужу 40 дней. Это я жила в том доме, перед которым произошла драка. На нас напала толпа, и мы не поняли, что происходит. Потом они сказали, что кто-то стрелял. Какой выстрел? Такого не было. В нас летели камни и газовыми баллончиками стреляли в глаза. Мы не знали, откуда и что происходит. У меня 5-летний ребёнок очень сильно испугался. Я до сих пор не могу успокоить его, он по ночам вздрагивает. Мне разве это надо было? Если кто-то натворил что-то, вы ведь не отвечаете за всю нацию, правильно?! Отвечает виновный. Закон есть закон. Но это не даёт никому права, чтобы делать самосуд.
Женщина подчёркивает, что ни ей, ни другим ромам конфликт не нужен был.
У ромов есть свой список обид и претензий к другой стороне.
— У них одна версия о нас — если мы цыгане, значит, торгуем наркотиками. Других вариантов нет. Почему они решили, что именно вся нация такая? А разве в других нациях не торгуют наркотиками? То есть, если у них один такой, значит, они тоже все такие? — задается вопросом женщина.
Все присутствовавшие на нашей беседе много раз повторяли, что нельзя судить о народе только по отдельным индивидам.Найти какого-то местного лидера общины ромов мы не смогли — те, с кем мы общались, отмечали, что в Атаках нет какого-то одного человека, который бы представлял ромов — есть различные семьи.
Барон ромов Молдовы Артурь Черарь в СМИ заявлял, что сам он не мог приехать в Атаки из-за болезни, но отправлял туда своих людей — столь же влиятельных. По его словам, которые приводит сорокское издание Observatorul de Nord, конфликт возник на пустом месте, его кто-то разжигал. Но барон готов сделать всё, чтобы его далее не допустить.
Роберт Черарь, председатель общественной организации «Баре Ром», которая занимается защитой прав ромов, считает, что часть вины за произошедшее несет примар Атак Дмитрий Завроцкий, поскольку он, по его словам, звал на митинг людей.
— Я был на месте и собрал информацию из первоисточника. <…> Да, ссора между несколькими молодыми ромами и русскоязычными жителями произошла, но это не значит, что мэр должен был звать людей на... митинг, который состоялся не перед примарией или в другом месте в центре населенного пункта, а у ворот гражданина. Какой мирный митинг может быть, если люди приходят с камнями в карманах? Теперь открыто дело, и уполномоченные учреждения должны сказать свое слово. Я могу только сказать, что нам звонят ромы из других населенных пунктов Молдовы, которые готовы приехать в Атаки, но мы этого не хотим. Мы хотим, чтобы к ромам, в том числе из Атак, относились так же, как к любым другим гражданам Молдовы, и если кто-то виновен,то пусть отвечает в соответствии с законом, — заявил Роберт Черарь тому же изданию.
«Делаем всё, чтобы вопрос решить мирно»
Мы пообщались и с примаром Атак Дмитрием Завроцким. Ситуацию в городе он определил так: тяжёлая, но стабильная.
— Стороны сейчас ещё разгорячены тем, что произошло. Особенно это отражается на молодёжи. Поэтому ситуация остаётся напряжённой. Мы благодарны правоохранительным органам, что они быстро вмешались, был вызван батальон «Fulger» для соблюдения порядка. Без них конфликт мог вспыхнуть намного сильнее. Сейчас всё спокойнее, и мы приложим все усилия, чтобы это не продолжалось, мы смогли сесть за стол переговоров и решить всё мирно.
Причина произошедшего назревала десятки лет. За это время вспыхивали разногласия, были стычки, но все они решались на местном уровне и часто без привлечения правоохранительных органов, так как у сторон получалось примириться. Сейчас отправной точкой, возможно, была информация, которую представили некоторые СМИ, показавшие не истинное положение дел, плюс люди устали уже <…>. И, скорее всего, это было последней каплей. Они решили высказать своё мнение, и это должна была быть мирная акция, но, к сожалению, она вылилась в такой конфликт.
Примар Атак рассказал, что сейчас идёт поиск решений, чтобы не дать повториться конфликту.
Дмитрий Завроцкий наслышан о претензиях ромов в его адрес и понимает, откуда это пошло: с его сообщения в городском вайбер-чате, где он просил жителей встретиться в связи с инцидентом на Днестре не у пограничного КПП, а у примарии.
— Мне сказали в лицо, что мной недовольны. Я спросил, в чём дело, и мне ответили, что дело в моём посте в вайбер-чате. Этот чат общегородской, и туда может добавиться любой горожанин. Родственники пострадавших детей в конфликте 21 июня призвали неравнодушных собраться, написать декларацию о вопросах, которые у нас в городе не решаются. Я написал, что прошу перенести встречу к зданию примарии, чтобы не затруднять работу пропускного пункта. Это всё, что я написал. Я не могу говорить, кто и что увидел в моих словах и почему они увидели в этом какой-то призыв к определённому этносу, чтобы разобраться с другим этносом. Таких призывов я не только не мог себе позволить, но даже подумать об этом не мог. Это останется на совести тех, кто так думает. Тут я не исключаю и политический мотив, и те очки, которые некоторые политические партии намерены здесь набирать. Для меня политика — очень грязное дело.
Мэр Атак добавляет:
— Я как примар не буду представлять какую-то определённую сторону. Я хочу собрать обе стороны за круглым столом. Такая попытка у нас была 25 июня. Тогда приехали представители ромов, было руководство района, был комиссар и другие чины полиции. Также были представители ромов местных и родители детей, которые пострадали 21-го числа. Тогда мы пришли к такому выводу, что необходимо создать межнациональный комитет или комиссию в городе, которая могла бы такие случаи разбирать ещё до того, как это поступит в правоохранительные органы. То есть, если произойдёт какой-то случай, мы заранее определившимся составом, в котором будут все этносы, проживающие в нашем городе, едем и разбираем конкретный случай и решаем, что делать дальше.
***
Мы не нашли каких-либо сообщений по поводу ситуации в Атаках у государственных структур на национальном уровне: ни на страницах Агентства межэтнических отношений и народного адвоката, ни на сайтах правительства, МВД или администрации президента.
Единственной структурой, у которой мы нашли хоть какую-то реакцию, был Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства. В своём пресс-релизе от 26 июня Совет оповестил, что на месте побывала представитель организации.
Совет осудил любые действия, продиктованные межнациональной ненавистью. И призвал власти незамедлительно действовать в соответствии с их компетенцией в целях разрешения межэтнического конфликта, наказании виновных и предотвращении дестабилизации в результате столкновений. Организация обратила внимание всех причастных и местных властей, что такого рода конфликты очень тяжело урегулировать и они приводят к тяжким последствиям.
В то же время Совет обратил внимание СМИ на необходимость освещения темы конфликта в Атаках с максимальной точностью и объективностью. «Несбалансированные, преувеличенные или некомпетентные размышления могут повлиять и даже усугубить ход конфликта», — говорится в заявлении Совета по предупреждению дискриминации.
Константин Хайретдинов
Фото: Юрий Гагарин
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.