- Семидневная Панорама
Железнодорожники вынуждены уйти в простой. Поезда по бельцкому направлению, возможно, курсировать не будут
Железнодорожники, обслуживающие пути от Резины через Бельцы и до Унген, выходят в простой. Начиная с 4 мая, люди намерены приходить на работу, но не работать. По словам председателя профкома бельцких железнодорожников Андрея Цыбырнака, всего под требованием профсоюзов подписались около 200 человек, среди которых и бельцкие железнодорожники. Связано это с невыплатой зарплат на протяжении почти 5 месяцев. Учитывая, что пути обслуживаться не будут, поезда по данным направлениям курсировать не должны.
За неделю ничего не изменилось
На прошлой неделе председатель профкома бельцких железнодорожников Андрей Цыбырнак рассказал «СП», что сотрудники железной дороги намеревались выйти на «тихую» забастовку — не работать на рабочем месте — с 26 апреля. Чтобы выяснить, удалось ли им добиться выполнения своих требований, мы снова связались с председателем профкома. Андрей Цыбырнак сообщил, что, людям так и не выплатили зарплаты, поэтому было принято решение уйти в простой. Это означает, что люди технически присутствуют на работе, но не работают. Это будет продолжаться до тех пор, пока перед людьми предприятие не погасит все задолженности.
— Сегодня работники написали, что начиная с 4 мая они идут на простой, согласно статье 801 Трудового кодекса Молдовы. Данный простой будет продолжаться до тех пор, пока не будут выполнены требования рабочих о выплате зарплат.
— Что будет с курсированием поездов?
— Я не могу сказать, как всё будет развиваться, но могу объяснить, как оно по правилам. Начальник дистанции, учитывая, что не обеспечивается осмотр путей, в срок от 1 до 5 дней обязан сделать ограничения скорости для составов — не более 25 км/ч. Если больше дней не будут осматривать пути, он будет обязан закрывать полностью перегоны. Но учитывая, что у нас техчасть путей очень плохая, думаю, что не более одного-двух дней, и надо закрывать. В таком случае никто не сможет курсировать: ни пассажирские поезда, ни грузовые. Вся дистанция пути от станции Матеуц и до Бучумен фактически должна будет закрываться, — рассказал Андрей Цыбырнак.
Путейцы: «Пускай из Кишинёва приедут и посмотрят, в каких мы тут условиях работаем»
Мы также поговорили с монтёрами путей. По их словам, ситуация усугубилась настолько, насколько это было возможно. Помимо самой главной проблемы с зарплатами, теперь работать не только не с кем, но и нечем. Спецоборудования вот уже полгода нет. Начиная от одежды, заканчивая средствами гигиены.
— Я с утра просыпаюсь, и мне даже неохота идти на работу. Откуда может быть желание? Мне 5-й месяц не платят зарплату, за всё надо платить, есть кредиты. Пусть они приедут и посмотрят, в каких условиях мы тут работаем. Без зарплат, без базовых вещей, спецодежды, рукавиц, обуви и всего остального. Кроме того, о чём уже говорилось, нам даже маски для лица не выдают. Никаких антисептиков. Нам один раз выдали маски за всё это время.
Люди говорят, что работать в нынешних условиях не могут. Поэтому уходят в простой.— У нас здесь пять бригад путейцев. По минимуму в каждой должны работать по семь человек. То есть всего 35 человек. У нас в каждой бригаде по 1-2 человека и всего путейцев 10 человек. Это люди, которые следят за состоянием путей. Мне вот интересно, что будет летом. Сейчас трава будет расти, и её надо косить. Да, нам до этого дали бензотримеры. Только вот бензин нам не выдают. Сейчас людей нет, косить некому и нечем. Для понимания, у одной бригады 7 км путей в обслуживании. Два человека физически не смогут выполнить эту работу, — говорят путейцы.
В свою очередь председатель цеховоного комитета Эдуард Сокирка подчеркнул, что люди не отказывались работать, но их довели до такого состояния. Он добавил, что ужаснее всего смотреть, как людям на обеде просто нечего есть.
— У путейцев очень тяжёлая работа. В жару, в холод работа не прекращается. Чтобы поменять бетонную шпалу, представляете, сколько нужно иметь силы, сколько потратить энергии для такой работы? А люди даже не могут пообедать нормально, потому что им просто нечего есть. Кто как может, так и перебивается. Не говоря о коммуналке, одежде, и т.д. Мы просто обескровлены. А представьте, когда подходишь к работнику, а мы то все люди, мы все всё понимаем, и говоришь, вот надо там-то что-то сделать. И человек так смотрит, понято, что он просто разочарован во всём. Хотя, конечно, люди надеются, что им всё-таки что-то выплатят.
Мы то не отказываемся работать, но нас загнали в такие условия, что мы просто не можем выполнять свои обязанности. Представьте, как мне больно на всё это смотреть. Я работаю на железной дороге с 1984 года. У ЖД были свои детские сады, школы, больницы, столовая была. У нас всё забрали, и теперь даже те крохотные зарплаты не дают, — говорит Эдуард Сокирка.
Оборудование, которым в том числе орудуют путейцы.Напомним, что митинги железнодорожников идут не первый месяц по всей стране. В конце прошлого года на протесты выходили работники железнодорожного узла в Бессарабке. Через месяц забастовку устроили работники Окницкого железнодорожного узла. Затем работники Унгенского узла уведомили руководство ЖДМ, что прекратят движение поездов, если до 10 марта людям не выплатят долги по зарплатам. Также митинги несколько раз проводились в Бельцах, на одном из них побывал примар Ренато Усатый и пообещал железнодорожникам помощь, а после, 4 марта, провели самый массовый митинг в Кишинёве. Туда приехали представители всех узлов со всей Молдовы.
Ранее сообщалось, что долги Железной дороги Молдовы достигли 837 млн леев, из них почти 164 млн — долги по зарплате.
Константин Хайретдинов
Фото: Юрий Гагарин