- Сами Посудите
Отложенный на год отпуск. Журналист «СП» о том, как изменился отдых в Египте в условиях пандемии
С марта прошлого года после объявления чрезвычайной ситуации из-за пандемии многие отложили поездки и путешествия. Страну покидали только при крайней необходимости. С началом нового года процесс выезда туристов несколько оживился. Журналист «СП» отправилась в отпуск в Египет и на себе проверила, каково это отдыхать в условиях карантина.
На год позже и с дополнительными расходами
Поездку в Египет мы планировали на март прошлого года. Уже были упакованы чемоданы, когда нам сообщили, что вылеты в эту страну приостановлены. Получить обратно деньги за путёвку нам не удалось. Они остались на депозите вместе с гарантиями предоставить тур после изменения ситуации. Причём планировать следующий вылет мы обязаны были не позднее 21 марта этого года. Поскольку курортный сезон вновь открылся, то нам ничего не оставалось делать, как воспользоваться отложенной возможностью отдохнуть в Египте.
Цены на путёвки несколько выросли, и пришлось доплатить почти треть от предыдущей суммы. Кроме того, необходимо было сделать тесты на коронавирус и получить официальный документ с кодом на английском языке.
За день до вылета мы узнали, что, хотя Египет не входит в список стран, относящихся к красной зоне, нам по возвращении нужно будет предъявить новый отрицательный тест, сделанный не позднее 72 часов до прибытия, или придётся пройти двухнедельный карантин. Об этом 26 февраля сообщила Национальная комиссия общественного здоровья. Эта информация несколько омрачила предстоящее путешествие, но уже не могла повлиять на принятое решение.
Маски обязательны, социальная дистанция невозможна
В аэропорт мы прибыли за три часа до вылета и не заметили там привычного оживления. В залах ожидания почти не было людей. В кафе все столики тоже были свободны. Вскоре мы поняли, что все присутствующие в зале аэропорта — пассажиры нашего чартерного рейса, вылетающего в Шарм-эш-Шейх (часто его называют Шарм-эль-Шейх).
В аэропорту, а затем и в самолёте, все пассажиры должны были соблюдать масочный режим, но можно было этого и не делать. Никто не контролировал выполнение карантинных мероприятий. Правда, сотрудники аэропорта и стюардессы были в масках.
В самолёте соблюсти социальную дистанцию было невозможно. Пассажиры заняли все места. Причём при регистрации одна семья могла получить посадочные талоны в разных концах самолета. Чтобы разместиться, люди менялись, с трудом перемещаясь по узкому проходу. Процесс рассаживания оказался долгим и шумным.
Через три с половиной часа мы оказались в аэропорту Шарм-эш-Шейха. Здесь было многолюдно. Нашим рейсом прилетели 180 человек и столько же летели обратно. Таких рейсов в этот день было два.
Чтобы пройти таможенный контроль, кроме обычных документов, необходимо было предъявить тест на ковид. В аэропорту на русском языке нам сообщили, что женщины до 35 лет обязаны иметь визу и быть в сопровождении мужчины, который за неё отвечает.
Регистрация не заняла много времени. Заполнив миграционные карты, мы покинули аэропорт.
В автобусе нас предупредили, что в общественном транспорте необходима маска. Полицейские останавливают транспорт и проверяют пассажиров. Отсутствие маски или её неправильное ношение карается штрафом в 300 долларов. Гид пошутил, что «коронавирус заканчивается, и казне нужны деньги».
Территория отеля — свободная зона
На входе в отель нас встретил сотрудник, который всем измерил температуру. Впоследствии температура меряли всегда, если возвращаешься из города или экскурсии.
Трижды в день проверяли температуру и при входе в столовую. Показаний градусника мы не видели и за период небольшого отпуска не встретили случая, когда у кого-то она оказалась повышенной.
В период пандемии все отели заполнены не более чем на 40%. Этого требуют контролирующие органы Египта. Мы убедились в этом и сами: целые корпуса на территории отеля были пустыми, второй этаж ресторана, где проходили завтраки и ужины, был перекрыт.
Весь обслуживающий персонал в отеле и ресторане работал в масках и перчатках. Масочный режим отменялся только для туристов.
В целом в Шарм-эш-Шейхе не чувствовалось атмосферы строгого карантина. На улицах города официально разрешалось ходить без маски и надевать её нужно было только в крупных магазинах.
Правда, закрыты все увеселительные заведения: парки, аквапарки, а также музеи и мечети. Торговые точки, кафе и рестораны начинают работать с половины седьмого вечера. В 23.30 они закрываются.
Мечеть Эль Мустафа построена была сравнительно недавно, в 2006 году, но уже сегодня стала одной из красивейших достопримечательностей курорта. Сейчас она закрыта для посещения туристов.
Развлекательная зона Сохо в период карантина работает с 18.30 до 23 часов.Экскурсионные автобусы, идущие на большие расстояния, заполнялись не более чем на 60%. После дорожно-транспортного происшествия в феврале этого года, когда перевернулся автобус с туристами, полиция тщательно следит за этим.
Полицейские посты дежурят во всех отелях города. Гиды предлагают фотографировать номерные знаки общественного транспорта, на котором передвигаешься по городу. Это поможет решить любой конфликт или найти оставленные вещи. Полиция активно помогает туристам в любой ситуации.
Все парки и аквапарки в период пандемии закрыты.Наш гид Ахмед рассказал, что в настоящее время в курортном городе отдыхают туристы только из стран бывшего Советского Союза: из Украины, Белоруссии, Узбекистана, Туркмении и Молдовы. Туристы из России добираются сюда через Каир или Стамбул. Прямых рейсов нет уже более пяти лет.
— Раньше ежедневно аэропорт принимал 5-6 рейсов. Сейчас один-два. Европейцы не летают с марта прошлого года, россияне уже больше пяти лет. Много украинских туристов. Есть прямые вылеты из нескольких городов. Идут переговоры с Россией. Мы очень ждём, что в ближайшее время вопрос будет решён. Пока туристов мало. Это плохо для бизнеса, — сказал нам сотрудник египетской турфирмы.
Туристов мало, но город развивается
Шарм-эш-Шейх — закрытая курортная зона. Здесь находятся только частные отели. На территории города проживают те, кто обслуживает туристический бизнес: сотрудники отелей, туристических фирм, ресторанов, кафе, магазинов, водители общественного транспорта и др. Для них построены общежития, в которых не разрешается жить с семьёй. Если кто-то из работников хочет привезти семью, то должен снимать жильё.
Небольшие микрорайоны, где живут более состоятельные люди, огорожены заборами. Там своя инфраструктура с обязательным бассейном.
Виллы состоятельных египтян, работающих в сфере туризма.
Отели находятся только на первой и второй линиях от Красного моря. В 2019 году, по информации гида, проводящего обзорную экскурсию, было принято решение осваивать третью и четвёртую линии. Там будет строиться жильё и другая часть отелей. Разрешение на это получили арабские и турецкие фирмы.
За четвёртой линией находится бетонная стена. За ней в пустыне живут бедуины. Именно они являются хозяевами египетских земель, часть которых отдали в аренду правительству на 99 лет. На них и размещается курортная зона.
В последние годы Шарм-эш-Шейх стал развиваться не только как туристическая зона, но и как крупный индустриальный центр. Здесь построили международный университет, дворец, где проводятся международные саммиты, и др.
Меры безопасности ужесточены
Туристы, выезжающие из города на экскурсии, должны получить разрешение полиции. Этим занимаются туристические фирмы. Они сдают копии паспортов и получают документы на выезд.
Египетские правоохранительные органы предметно занимаются борьбой с терроризмом. Они пристально наблюдают за туристами. С недавнего времени не разрешается фотографировать через окна общественного транспорта.
Удивили меры безопасности при вылете из аэропорта Шарм-эш-Шейха. Для того, чтобы попасть в зону вылета, необходимо было пройти несколько проверок. Причём досматривали не только багаж, но и всех пассажиров. Дважды пришлось снимать всю верхнюю одежду и обувь, а также проходить процедуру нательного обыска.
Поскольку в Египте я была и раньше, то в этой поездке отметила для себя не только изменения, связанные с пандемией, но и ужесточение мер безопасности, предпринятых в последнее время.
Нелли Ланская
Фото автора
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.