- Семидневная Панорама
СМИ сегодня говорят об отчёте Kroll-2 по банковскому мошенничеству. О чём идет речь?
Сегодня, 4 июля, был опубликован второй отчет международной расследовательской компании Kroll, в котором финансовые эксперты разъясняют, как происходила «кража миллиарда» из банковского сектора Молдовы.
Глава парламентской комиссии по расследованию обстоятельств кражи миллиарда Александр Слусарь направил на электронную почту молдавских СМИ второй отчет компании Kroll. Отчет составлен на английском языке и занимает 154 страницы. В нем достаточно большие фрагменты закрашены. Непонятно, идет ли там речь о конкретных фамилиях, названиях компаний или их счетах.
Как пишет NewsMaker, в представленных общественности документах речь идет о выводе из банковской системы Молдовы не миллиарда долларов, а трех миллиардов. Каких-то имен, кроме имени Илана Шора и связанных с ним лиц, в отчете нет.
В отчете Kroll-2 подробно разъясняется, как из Banca de Economii (ВЕМ) выводились крупные суммы группой компаний, связанных с Иланом Шором. Американские следователи установили 77 различных фирм, которые были частью этой группы, пишет unimedia.info. Вывод денег происходил через кредиты.
Согласно отчету, все решения по предоставлению кредитов принимал исполнительный совет банка, который в то время возглавлял Илан Шор.
Специалисты Kroll уточняют, что большинство документов об этих операциях были уничтожены при весьма подозрительном возгорании автомобиля, принадлежащего банку.
Финансовые детективы установили, что сотрудники совета (как правило это были Виорел Бырка и Константин Палади — президент и вице-президент BEM), в устной форме давали указания, о выдаче кредитов некоторым компаниям. Документы для этого готовили четыре разных отдела банка. Результаты их совместной работы собирались в общее дело, где были указаны все детали возможного кредита, включая риски и историю компаний. Пакет документов передавался секретарю исполнительного совета банка, после чего его подписывал каждый член совета. Далее документ подлежал исполнению, то есть фирма получала запрашиваемый кредит.
Только с 5 по 24 ноября 2014 года состоялись 13 заседаний совета, на которых представители государства в этой структуре не участвовали. Здесь были приняты решения о предоставлении прямых или межбанковских кредитов на миллиарды леев.
В принятии подобных решений участвовали: председатель Илан Шор, советник по вопросам безопасности Иван Урсу, юрист Фондовой биржи Молдовы Станислав Будза, исполняющий обязанности председателя BEM Виорел Бырка, вице-председатель BEM Константин Палади и секретарь совета Анжела Осояну.
Эксперты утверждают, что на заседаниях совета начальников банковских управлений не приглашали, и решения принимались, несмотря на негативные отзывы и комментарии, поступившие из банка.
В отчете приведены конкретные примеры того, как сотрудники BEM представляли доказательства о больших рисках для банка или доказательства согласованных действий некоторых компаний. Кроме того, представители ВЕМ сообщали о долгах компаний, принадлежащих Илану Шору, и претендующих на новые кредиты, а также о просрочках в погашении предыдущих кредитов. Но все эти аргументы игнорировались советом.
Эксперты обнаружили, что с 2012 года объем всех займов группе компаний Шора составил почти 3 млрд долларов. Наибольшая сумма кредитов была выдана в ноябре 2014 года — 1,9 млрд долларов. В отчете указаны несколько пунктов, куда выводились деньги: счета в двух латвийских банках Privatbank и ABLV, счета молдавских и российских банков и т.д. Наибольшую сумму — 2,3 млрд долларов — вывели через Privatbank. В некоторых банках средства несколько раз перемещались со счета на счет, чтобы скрыть след денег, пишет NewsMaker.
Также Kroll подробно описывает операции со счетами в 2012 и 2013 году в Banca de Economii, Banca Sociala, Unibank и других молдавских банках, которые принадлежали лицам, приближенным к Илану Шору, в том числе Марине Таубер, Виорелу Мельнику, Рите Цвик и другим.
Кроме основного механизма отмывания денег через счета в латвийских банках, Kroll параллельно выявил и другие схемы отмывания денег в Молдове, Эстонии, России, Китае и других латвийских банках.
После опубликования отчета, Генеральная прокуратура Молдова провела сегодня пресс-конференцию. Прокурор Адриана Бецишор, заявила, что информацию, указанную в обнародованном документе, необходимо проверить, передает agora.md.
«Отчет Kroll не является обвинительным актом, как многие его видят. Информация о некоторых людях, упомянутых в этом отчете, не соответствует официальным данным», — заявила Бецишор.
Генпрокурор Эдуард Харунжен подчеркнул, что прокуратура не намерена публиковать все данные из отчета Kroll-2 без разрешения самой компании. Более того, он сказал, что Генпрокуратура не располагает дополнительным приложением к отчету Kroll-2 с именами всех фигурантов мошеннической схемы.
Справка-Пояснение
Контракт с компанией Kroll 28 января 2015 года подписал Национальный банк Молдовы для расследования случаев крупного финансового мошенничества в трех банках: Banca de Economii, Banca Socială и Unibank. Сумма контракта не называлась.
4 мая 2015 года тогдашний спикер парламента Андриан Канду опубликовал первый отчет Kroll, хотя до этого власти ссылались на его конфиденциальный характер.
В октябре 2015 года компанию Kroll снова выбрали для второго этапа расследований кражи в банковской системе. 21 декабря 2017 года Национальный банк Молдовы (НБМ) обнародовал обобщенный вариант второго отчета Kroll. До сих пор полную его версию не публиковали.