- Серьёзная Проблема
Реформу службы психического здоровья обсуждали нервно
Как реорганизовать службу психического здоровья в Бельцах, обсуждали 20 апреля представители разных ведомств. Как оказалось, подходы к теме тоже разные. «СП» попыталась разобраться как в ситуации, так и в отношении к ней.
Обстановка «крайне неблагоприятная»
В 2013 году в Бельцах была принята Муниципальная программа психического здоровья на 2013–2016 годы. Итоги её реализации были подведены на заседании Совета в марте 2017 года.
Согласно документу, в муниципии складывается «крайне неблагоприятная обстановка» в области психического здоровья. На первичный учёт в 2016 году были взяты 89 больных, из которых 47 детей и подростков. В консультативном центре Бельцкой муниципальной клинической больницы амбулаторно проходили лечение 2380 пациентов с различными психическими заболеваниями. 261 из них — дети и подростки. Всего на учёте в муниципии состоят 436 больных шизофренией и шизотипальными нарушениями; 478 — эпилепсией; 148 — психозами; 95 — депрессиями; 532 имеют различную степень умственной задержки.
За 2016 год стационарным лечением в психиатрической больнице воспользовались 8303 пациента с психическими и поведенческими расстройствами; 6347 — с алкоголизмом и 1956 — наркоманией.
Специалисты предполагают, что реальные цифры психических заболеваний значительно превосходят официальную статистику.
На защите психического здоровья граждан
Система защиты психического здоровья в Бельцах включает в себя несколько уровней.
Прежде всего —это семейные врачи, которые занимаются ранним выявлением психических заболеваний. В дальнейшем пациенты направляются к специалистам для установления окончательного диагноза и лечения. Процесс лечения проходит амбулаторно и стационарно. Реабилитация больных осуществляется в профильных центрах.
Сегодня в Бельцах открыты два специализированных центра: Общинный центр психического здоровья, в который в процессе реорганизации вошли два социальных центра — «Somato» и «Danco», и недавно созданный Центр психического здоровья (ЦПЗ) при Центре семейных врачей (ЦСВ). Первый направлен на медико-социальную реабилитацию лиц с психическими заболеваниями, второй — на медицинскую помощь.
Вокруг создания и работы этих формирований разгорелась горячая дискуссия, в которой приняли участие медики, специалисты Управления социального обеспечения и защиты семьи, сотрудники специализированных центров, муниципальные советники.
С открытием центра вскрылись проблемы
Начальник Управления здравоохранения примарии Феодора Родюкова рассказала о работе нового центра, который был открыт в соответствии с приказом Министерства здравоохранения, а также решения административного совета муниципального Центра семейных врачей от 7 октября 2016 года.
Численность персонала составила 19 единиц. Центр семейных врачей с 10 октября 2016 года обеспечил новую структуру помещениями и всем необходимым оборудованием.
Феодора Родюкова отметила, что «самая большая проблема, которую не учли, состоит в том, что мы были поставлены в узкие рамки времени и не смогли соблюсти процедуру утверждения на заседании муниципального Совета, но готовы это сделать и соблюсти оставшуюся часть процедуры».
Как оказалось в процессе дискуссии, это не единственная проблема, с которой сегодня не соглашаются оппоненты, также занимающиеся психическим здоровьем населения.
Секретарь муниципального Совета Ирина Сердюк считает, что с созданием нового центра медицинские и социальные услуги для этой категории бенефициаров дублируются. Нет общей базы данных, ясности, с кем именно работают центры и какую помощь оказывают.
«Нет централизации работы. Каждый делает своё дело. Кто-то [из пациентов] пользуется услугами и там, и там, а кто-то выпадает совсем», — считает Ирина Сердюк.
Кроме того, в новом центре услуги оплачивает Национальная касса медицинского страхования (НКМС), а Общинный центр финансируется из муниципального бюджета. Отсюда возникает неравенство в оплате специалистов одного и того же профиля. В муниципальном Общинном центре зарплаты существенно ниже.
Ирина Сердюк считает, что было бы разумно, если бы в муниципии работал один центр со статусом медицинского учреждения и финансированием из НКМС. Это позволило бы оптимизировать финансовые расходы, создать общую базу данных и решать все вопросы централизованно.
«Это возможный вариант. Но если сохранить оба центра, то нужно всё приводить в порядок. Решение о работе центра при ЦСВ должно пройти через муниципальный Совет. Должен быть чётко разработан механизм: как попадают туда бенефициары, какие услуги получают, как центр взаимодействует с другими медицинскими учреждениями, как будет отчитываться о своей работе с разными категориями больных и др. Главное — сделать так, чтобы выиграл бенефициар и получал более качественные услуги», — уточнила секретарь Совета.
Исполняющая обязанности главного врача ЦСВ Валентина Думбравяну отметила, что новый центр предоставляет в большем объёме медицинские услуги. Уже сегодня там работают психотерапевт, медсёстры, психолог, но нужны и специалисты, которые могли бы совмещать различные функции. В планах — создание мультимедийных групп для оказания комплексной квалифицированной помощи.
Она подчеркнула, что «деятельность центра будет направлена на улучшение обслуживания этой категории больных в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и законом».
«Они работают незаконно»
Муниципальный советник Рената Грэдинару, напротив, считает, что при открытии Центра психического здоровья при ЦСВ закон был нарушен.
«Из пяти членов административного совета Центра семейных врачей трое принимают решение о создании Центра психического здоровья. Причём один из них представляет Кассу социального страхования, которая и финансирует центр. Разве здесь нет конфликта интересов? Причём они сделали это без решения муниципального Совета. А теперь хотят принять его задним числом. Предлагают муниципальным советникам проголосовать, когда уже всё решено... На заседании муниципального Совета они хотят принять регламент для двух центров, как будто ничего не было. Мы просто проголосуем... Мне жалко сотрудников. Нужно создавать один центр и давать качественные услуги. Они работают незаконно с октября прошлого года...
Основная их задача — выписывание рецептов. Это главное условие для получения денег из НКМС. Не хотят идти на сотрудничество, не помогают в поиске и направлении психиатров в Общинный центр. Каждый тянет одеяло на себя...
Нарушено многое. Но я считаю, что нужно не только зафиксировать факт нарушения закона при открытии центра, но и сделать так, чтобы кто-то за это ответил», — прокомментировала ситуацию «СП» Рената Грэдинару.
«Усилия должны быть общими»
Начальник Управления социального обеспечения и защиты семьи примарии Вероника Мунтяну тоже высказала свое недовольство тем, что Служба здравоохранения и новый центр не идут навстречу, чтобы обеспечить муниципальный Общинный центр психиатром «хотя бы на 0,25 % ставки». Она убеждена, что медики не проявляют заинтересованности в сотрудничестве и не готовы поступиться своими интересами ради общего дела.
«В бюджете страховой медицины предусмотрены деньги для людей, страдающих психическими заболеваниями. Они предназначены для всех, независимо от того, где они находятся. Эти люди проживают в муниципии, и нужно найти возможность им помочь, приложив общие усилия», — считает Вероника Мунтяну.
«Нужно сохранить всё, что имеем»
Начальник службы здравоохранения Феодора Родюкова пояснила для «СП»:
— Мы подчиняемся министерству и не можем игнорировать его приказы. На основании приказа Минздрава был открыт ЦПЗ при Центре семейных врачей.
У нас было очень мало времени, и мы не успели пропустить это решение через муниципальный Совет. Но служба здравоохранения является представителем региональной власти. Мы признали свою ошибку и согласны подготовить соответствующие документы для утверждения на заседании муниципального Совета. Но я считаю, что не нужно ничего закрывать. В скором будущем значительно сократится психиатрическая больница. Будет много больных, которые уйдут по домам. И тот, и другой центр будут очень востребованы. Закрыть — просто, открыть — гораздо труднее. Нужно сохранить всё, что имеем, разделить обязанности, сотрудничать...
Медицинский центр не сможет в полном объёме предоставлять социальные услуги, а социальный центр — медицинские. Это нужно понимать и определить свою нишу... Психиатрическая служба относится напрямую к Министерству здравоохранения. Я не должна искать психиатра для Общинного центра.
Да, при создании центра мы забрали деньги от страховой компании, потому что они могли в очередной раз пропасть. Такое уже было. Мы взяли деньги на оказание медицинских услуг. Это законно... Понятно, что специалисты будут работать там, где больше платят. Но мы в этом не виноваты...
В городе больше трёх тысяч пациентов с психическими заболеваниями. Общинный центр работает с несколькими десятками, все остальные — на попечении медицинских работников. В обществе должна сложиться такая ситуация, чтобы вокруг одного бенефициара крутилось несколько специалистов разного профиля, а не наоборот, — заключила начальник службы здравоохранения.
Общинный центр: нехватка финансов и специалистов
Основная проблема, с которой сталкивается Общинный центр психического здоровья, — отсутствие квалифицированных медработников, в частности психиатра. Немаловажную роль, конечно, в этом играет и уровень заработной платы. Сотрудники центра понимают, что при финансировании услуг Национальной компанией медстрахования можно существенно улучшить ситуацию.
Директор центра Иоанн Лазэр рассказал «СП», что бенефициарам предлагается медицинская, психологическая, социальная и психологическая помощь. Всего в центре обслуживаются 40 человек. 10 из них могут находиться там круглосуточно. В центре работают три психолога, два социальных ассистента, 4 медсестры, кинето- и эрготерапевт, массажист, юрист, экономист, работники кухни и директор.
«Наша задача — улучшить качество жизни не только больных людей, но и тех, кто за ними ухаживает. Пока бенефициары находятся у нас, у их близких есть возможность отдохнуть, даже куда-то выехать. Мы оказываем целый комплекс услуг, которые очень востребованы», — уверен Иоанн Лазэр.
***
Эмоциональная дискуссия пока не получила своего разрешения. Оппонирующие стороны сделали перерыв для того, чтобы всё обдумать, взвесить и подготовить свои предложения.
Нелли Ланская
Материал опубликован в № 16 (1171) «СП» от 26.04.2017.
Статья подготовлена в рамках проекта «Транспарентность» на средства гранта, предоставленного Государственным департаментом США. Мнения, заключения и выводы принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию Государственного департамента США.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.