- Серьёзная Проблема
Есть ли жизнь на дачах? Дачные посёлки остаются вне закона, но с массой трудностей
В 80-е вокруг Бельц стали расти дачные посёлки. Со временем они превратились фактически в населённые пункты, однако юридически это не так. Отсюда возникает множество проблем, в которых и разбиралась «СП».
Дачная жизнь регламентирована законом
Для начала немного теории.
В советское время дачные участки трудящимся выделяли крупные предприятия и организации. Так появились садово-огороднические товарищества медиков, работников автотранспорта, железной дороги, науки и культуры и др.
В ноябре 1991 года на смену Постановлению Совета министров Молдавской ССР «Об организации и деятельности садоводческих товариществ», принятому в 1984 году, вышло Постановление Правительства РМ «О садовых товариществах». В мае 1994 года оно претерпело изменения. Больше к вопросу о дачных кооперативах никто не обращался. И сегодня их деятельность регламентируется именно этим документом.
В Кодексе о земле РМ закреплена собственность на земельные участки, выделенные садоводческим товариществам.
В ст. 40 говорится: «Эти участки являются частью земельных владений населённых пунктов, на территории которых создавались садоводческие товарищества...».
Постановление Правительства «О садовых товариществах» конкретизирует положения, касающиеся дальнейшей деятельности этих формирований.
В нём предписывается: «Прекратить выделение земель для организации новых садоводческих товариществ; передать садоводческие товарищества в ведение Советов народных депутатов, на чьей территории они сформированы. Запретить капитальное строительство садовых домиков. [...] Отчуждение садового участка и имеющегося на нем строения производить только в пользу Совета народных депутатов, в ведении которого находится садоводческое товарищество...».
Жизнь по Уставу девяностых
В приложении к постановлению правительства утверждён типовой Устав, регламентирующий деятельность садоводческих товариществ. И поскольку документ никто не отменял, то и сегодня все дачные товарищества руководствуются им.
Нетрудно предположить, что утверждённый в 1992 году Устав безнадёжно устарел.
Например, он гласит, что «в члены садоводческого товарищества могут быть приняты, как правило, работники одного предприятия, учреждения, организации, а также пенсионеры, ранее работавшие на данном предприятии, в учреждении, организации». В него «могут вступать по рекомендации органов самоуправления неработающие граждане из числа бывших военнослужащих и пенсионеров в количестве, не превышающем 20 % от членов садоводческого товарищества».
«Член садоводческого товарищества может быть исключен из его состава в случаях: неосвоения (неиспользования) земельного участка для выращивания сельскохозяйственной продукции; самовольного захвата земель; неуплаты установленных вступительных, членских и целевых взносов, налогов; самовольной передачи в пользование другими лицами полностью или частично выделенного ему земельного участка или построек, расположенных на его территории, использования участка не по назначению» и др.
Однако в садовые товарищества уже давно никто не принимает и не исключает из них. Земельные участки приватизированы, и некоторые из них поменяли уже не одного хозяина. Профессиональная принадлежность членов дачных кооперативов осталась только в исторических названиях.
«Устав у всех одинаковый. Менять его мы не имеем права. Жизнь идёт дальше. После принятия Закона о приватизации больше 90 % участков приватизированы. Люди стали собственниками и считают, что могут делать, что хотят. Как можно принимать [по отношению к ним] меры на основании Устава, принятого в девяностых годах? Нужны новые подходы», — возмущается председатель СОТ «Извораш» Андриан Пую.
Дома на дачных участках сегодня ничем не уступают городским. А дачные посёлки постепенно становятся населёнными пунктами со всеми вытекающими отсюда последствиями, а также проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются их жители.
Дом есть — прописки нет
Для некоторых приобретение дома на территории дачного участка — единственная возможность решить свою жилищную проблему. Дома здесь дешевле, чем в городской черте, а по уровню комфорта бывают и лучше. Близость к Бельцам позволяет добираться на общественном транспорте или даже пешком. По информации председателей садово-огороднических товариществ (СОТ), на дачах в зимнее время постоянно проживают от 40 до 70 семей, в летнее — свыше 200.
На дачах в зимнее время постоянно проживают от 40 до 70 семей, в летнее — свыше 200.
«В нашем кооперативе зимой проживают больше 50 семей, летом около 100. В некоторых домах живут пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, но есть и молодые семьи», — поделился с «СП» председатель кооператива «Рассвет» Сергей Литвинюк.
Те, у кого это единственное жильё и нет квартиры в городе, вынуждены решать множество проблем.
Самая первая из них — регистрация, или, как принято говорить, прописка. От неё зависит устройство на работу, определение лечебного учреждения для обслуживания, детского сада или школы для ребёнка, получение пособий и пенсий и многое другое.
«Я прописан в Рышканах, а жена и сын — у родителей в Бельцах. С ними проще. Сын ходит в детский сад. Они могут обратиться в поликлинику к семейному врачу. Если мне нужна медицинская помощь, то нужно ехать в Рышканы или идти в частную клинику. В Бельцах меня не принимают. Это, конечно, неудобно. До Бельц гораздо ближе, чем до Рышкан. И работаем мы в Бельцах», — рассказал Алексей, чья семья проживает в СОТ «Радуга».
Сергей Литвинюк рассказал, что сегодня регистрацию сделать относительно просто. Для этого нужно получить в кооперативе справку об отсутствии долгов, написать заявление и оформить соответствующие документы в примарии Сынгурень, на территории которой находится СОТ «Рассвет».
Эту информацию подтвердил и Андриан Пую: «Мы находимся на территории села Корлатены. Можно обратиться в примарию и получить регистрацию в Корлатенах. Это Рышканский район, а нам ближе Бельцы. Там работа и учёба детей. Сейчас в кооперативах есть адреса: улицы, номера домов. Но получить регистрацию именно в товариществе нельзя».
Основная масса постоянно проживающих в СОТ имеет городскую прописку. Многие регистрируются у родственников или знакомых, чтобы не решать лишних проблем. Их достаточно как у настоящих дачников, обрабатывающих свои земельные участки, так и у «местных жителей».
Советские дороги превратились во фронтовые
Плохие дороги вызывают постоянную негативную реакцию у жителей любого населённого пункта нашей страны. Но при этом можно найти виноватого в лице местной власти, обратиться к народным избранникам и требовать изменить ситуацию. Жители дачных посёлков этой возможности лишены. Всё, что касается качества, расчистки, уборки дорог, ложится на плечи самих членов дачных товариществ. Небольшие членские взносы не в состоянии покрыть расходы на эти цели. Периодически собирают дополнительные средства. Процесс этот долгий и мучительный.
Улица в дачном посёлке почти не отличается от сельской.
«Мы всё должны делать на свои средства. Ремонт 500 метров дороги стоит 100 тыс. леев. Их нужно собрать. А с кого? Кто-то, может, и захочет дать. А кто-то — нет. У многих нет средств. Собственники меняются. Проблему решить очень сложно», — говорит председатель СОТ «Извораш» Адриан Пую.
«Люди привыкли к тому, что всё должен делать кто-то. И не могут смириться с сегодняшними реалиями. А советское время уже прошло, и нужно всё решать самим. Никто не хочет расставаться с деньгами», — сетует председатель СОТ «Рассвет».
Сергей Литвинюк также рассказал, что ежегодно составляет сметы, ищет подрядчиков и ремонтирует хотя бы небольшие участки дороги. Вместе с другими председателями отремонтировали аварийный мост через реку Реут, проложили трубу для отведения воды от дороги, делали отсыпку и др. Но в целом, конечно, этого мало. Дороги в дачных кооперативах нуждаются в капитальном ремонте, который своими силами не выполнить.
Мусорные свалки — часть дачной жизни
Одной из нерешаемых задач стала и ситуация с мусором. В большинстве дачных посёлков нет ни контейнеров, ни площадок для его складирования. Дисциплинированные граждане собирают мусор в мешки и контейнеры, а затем вывозят в близлежащий населённый пункт в места его сбора. Некоторые бросают пакеты с бытовыми отходами вдоль дороги, подальше от своего дома. Их разносит ветер и растаскивают бродячие животные. Подъезды к дачным посёлкам напоминают мини-свалки.
С наступлением весны дачная общественность активизируется. На собраниях обсуждают поиск организации, с которой можно заключить договор по уборке и вывозу мусора. Очищают свалки. Но кардинально ситуация не меняется.
1 апреля на собрание, проходившее на территории СОТ «Радуга», пригласили председателей близлежащих дачных кооперативов. Представители фирмы «Salubricom Expert» предложили за плату, от 20 до 50 леев в месяц с каждого двора, дважды в месяц вывозить накопившийся мусор. Для его сбора предоставить контейнеры. Чтобы сотрудничество было возможным и взаимовыгодным, необходимо, чтобы в каждом дачном кооперативе договор заключили не менее 30 домов.
Директор «Salubricom Expert» Валерий Рэбуляк сообщил «СП», что предприятие открыто благодаря европейскому проекту усилиями Агентства регионального развития по северу (ADR «Nord»). Оно работает третий год и обслуживает семь сельских примарий. Более трёх тысяч человек пользуются его услугами. Но заключить контракт с проживающими в сельской местности, так же, как и в дачных посёлках, очень трудно.
«Люди не хотят понимать, что вывоз бытовых отходов — это необходимость. Эта работа не может быть выполнена бесплатно. Нужно приобретать топливо, платить зарплату, обслуживать технику. Многие откровенно признаются, что лучше истратят деньги в баре, чем заплатят за вывоз мусора. Мы готовы помочь дачным кооперативам, но нужно, чтобы они сами захотели этого», — считает руководитель предприятия.
Чем закончится эта инициатива, покажет время, но часть дачников, присутствующих на собрании, сразу отказалась платить по договорам.
Безопасность на самоуправлении
Площадь крупных дачных посёлков составляет несколько гектаров, протяжённость дорог — от двух до десяти километров. Даже центральные магистрали никак не освещены. В тёмное время суток нередко совершаются кражи из домов и дворов.
Многие устанавливают видеокамеры и оборудуют свои дома охранной сигнализацией. Но, как выяснилось, и это не всегда спасает. 26 и 28 марта в кооперативе «Радуга» воры дважды пытались ограбить один из домов. Их не смутило даже присутствие хозяйки на втором этаже. Она рассказала «СП», что по сигналу тревожной кнопки приехали сотрудники охранной фирмы, но воришки уже успели скрыться. На следующий день пришёл участковый и приехала бригада, которая произвела следственные действия.
Сергей Литвиненко, председатель соседнего кооператива, подтвердил, что основные вопросы по наведению порядка приходится решать самим. В кооперативе «Рассвет» незадачливых воров поймали жители дачного посёлка. При этом он отметил, что связь с участковым из Сингурень у них есть, и при необходимости тот приезжает.
Электроэнергия — под вопросом
Считается, что на даче жить гораздо дешевле, чем в городской квартире. Отчасти это так. Поскольку дачники не платят за воду и канализацию из-за их отсутствия, отопление, варианты которого определяют для себя сами, платежи несколько сокращаются.
Но одна статья расходов значительно превосходит городскую. Исторически дачники оплачивали не только киловатты электроэнергии, но и её потери. Если в городе платили 2,04 за 1 кВт, то на дачах — 2,25 лея.
За 1 кВт/час дачник будет платить 2,75 лея, в то время как городской житель 2,12 лея.
Три месяца назад компания «FEE-Nord» поставила в известность дачные кооперативы о повышении стоимости электроэнергии на 20 % в связи с необходимостью уплаты НДС. Кроме того, руководство предприятия настаивает на выплате НДС с 2015 года, предупредив о возможности отключения электроэнергии. Это вызвало протест жителей дачных посёлков. Завязалась обширная переписка, в которую были включены председатели дачных кооперативов, компания «FEE-Nord», налоговая инспекция, Национальное агентство по регулированию в энергетике и Бельцкое территориальное бюро Госканцелярии.
Основная проблема, которую обсуждали все ведомства, сводилась к несовершенству закона. Именно поэтому каждая заинтересованная сторона трактовала его в сторону, выгодную для себя.
«FEE-Nord» опирается на ст. 70 п. 9 Закона об электроэнергии. В ней говорится: «Для садовых товариществ и гаражно-строительных кооперативов электроэнергия поставляется на основе единого договора на поставку, заключенного между садовым товариществом или гаражно-строительным кооперативом и поставщиком». Компания руководствуется также Постановлением Правительства «О садоводческих товариществах», которое подразумевает, что с «приобретением права юридического лица и регистрацией в территориальной Государственной налоговой инспекции» СОТ приобретает статус объединения сельскохозяйственных работников с целью осуществления сельскохозяйственного производства.
Юристы «FEE-Nord» также указывают, что на основании Закона о жилье РМ «дачный дом» трактуется как «жилье, занимаемое временно, служащее в качестве второстепенного жилья, предназначенного для отдыха и восстановления», а значит, не является жильём для постоянного проживания. Всё это даёт право говорить о СОТ как о плательщике НДС.
Дачные кооперативы расценили нововведения как «дискриминацию по территориальному признаку». На общем собрании председателей СОТ, состоявшемся в территориальном бюро Госканцелярии 22 марта, они пытались отстоять свои интересы.
Присутствующие говорили о необходимости учитывать сегодняшние реалии, когда дачные кооперативы давно уже стали посёлками, в которых многие живут постоянно. Большая часть домов сдана в эксплуатацию и зарегистрирована в кадастровом органе. Следовательно, может быть применима ст. 104, п. b Налогового кодекса: «НДС по нулевой ставке облагаются поставки электрической энергии для недвижимости жилого назначения независимо от субъекта, на балансе которого находится эта недвижимость».
Кроме того, СОТ нельзя приравнивать к производственным кооперативам, выращивающим продукцию для продажи. При таком подходе, по мнению председателей дачных кооперативов, каждое село может стать производственным объектом.
Оплату НДС за несколько лет присутствующие посчитали невозможной, так как в течение этого времени сменились многие хозяева участков и домов. Постоянно на территориях кооперативов проживают, как правило, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и только небольшая часть состоятельных граждан.
Присутствующие выразили общее мнение «бороться с беспределом и отстаивать свои права на всех уровнях».
Конфликт не получил своего разрешения. По информации председателя СОТ «Радуга», товарищество уже получило накладную для оплаты электроэнергии, в которую включён налог на добавленную стоимость. За 1 кВт/час дачник будет платить 2,75 лея, в то время как городской житель — 2,12 лея.
Председатель СОТ «Ранет» Михаил Кожокару рассказал «СП», как они вышли из этой ситуации. Им удалось передать электрические сети с баланса кооператива на баланс АО «RED-Nord» и заключить индивидуальные договоры. Для этого, правда, пришлось пойти на значительные расходы, связанные с выполнением технических условий и установкой двух трансформаторов.
Статья 70 п. 12 Закона об электроэнергии РМ позволяет это: «Оператор закрытой распределительной системы, садовые товарищества, гаражно-строительные кооперативы, другие ассоциации совладельцев вправе передать свои электроустановки на безвозмездной основе системному оператору при условии соблюдения требований разрешения на подключение, выданного им системным оператором для подключения электроустановок с соблюдением условий».
«Мы как потребители имеем право выбрать форму услуги. Все сети мы передали поставщику электроэнергии и заключили индивидуальные договоры. Мы получили квитанции об оплате без учёта НДС», — уточнил Михаил Кожокару.
Нужен новый закон
Многие проблемы, которые ежедневно решают дачные кооперативы, связаны с несовершенством законодательства и отсутствием правильной формы организации работы. Такую мысль высказал председатель СОТ «Извораш» Андриан Пую. Он считает, что нужно принять новый закон, регламентирующий их деятельность.
«Всё можно изменить, если поменять статус. Надо сделать дачные кооперативы населёнными пунктами. Для этого необходимо принимать решения на уровне правительства. У населённого пункта есть свои критерии: жилые дома, дороги, инфраструктура, электроснабжение и др.
ADR "Nord" мог бы сделать пилотный проект по развитию таких населённых пунктов: вложить деньги, создать коммуникации и инфраструктуру. По типу АВПК можно создать ассоциацию землевладельцев. Но под всё это необходимо новое законодательство».
Андриан Пую обращался с этим вопросом к депутату Парламента от ПСРМ Виктору Сорочану. Готовился проект соответствующего закона, и даже были обещания о скором заслушивании его в специализированных комиссиях. Но пока дальше процесс не продвинулся, а Виктор Сорочан стал послом Молдовы в Белоруссии. Остаётся только надеяться, что законотворцы обратят внимание на нужды десятков тысяч людей, имеющих дачи вокруг больших городов. А вместо закона девяностых примут новый, соответствующий сегодняшним реалиям.
Нелли Ланская
Фото: Андрей Образцов
Материал опубликован в № 13 (1168) «СП» от 5.04.2017.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.