- Собирательный Портрет
Влад Плахотнюк: человек в тени
Издание openDemocracy опубликовало большой материал, в котором создан портрет одного из самых противоречивых персонажей молдавской политики и бизнеса.
Полномочия главы государства Николая Тимофти истекают в марте. Главный претендент на пост президента — первый вице-председатель партии демократов Влад Плахотнюк.
Сам Влад Плахотнюк ранее заявил, что пришел в политику не для того, чтобы что-то брать. «Я пришел в политику, обладая уже бизнес-капиталом. Я пришел, чтобы отдавать, а не наоборот», — заявил он в разгар парламентской избирательной кампании в ноябре 2014 года журналистам VipMagazin.
«Mr. P» или «VP» — Влад Плахотнюк, так западные дипломаты, работающие в Молдове, называют в своем кругу самого влиятельного человека Молдовы. Я спросила одного из них, почему именно так? «Это подразумевает, что все прослушивается, будут ответные наезды, так приятнее и проще, чем говорить «Плахотнюк», — говорит дипломат, пообещав рассказать мне больше на следующий день.
Мы договорились о встрече, но за несколько часов до назначенного времени он ее отменяет, прислав мне сообщение с текстом: «Прости, всегда стараюсь помогать журналистам, но в данном случае пусть другие помогут».
За последние недели мне пришлось столкнуться с этим не раз. Как правило, люди, имевшие дело с олигархом, предпочитают не говорить о нем даже на условиях анонимности.
Портрет «Mr. P»
Один из бизнесменов, лично знакомый с Владимиром Плахотнюком, согласился поделиться своими наблюдениями.
«У него большая работоспособность, cпит по четыре — пять часов в сутки. Очень требовательный и прагматичный, хотя и вспыльчивый. Он проживает параллельно несколько жизней, за день проводит десяток встреч.
«Очень много читает: у него в кабинете много книг по психологии, биографии, мемуары известных личностей. Плахотнюк создал для себя свод правил, которые не нарушает. Например, он никогда не нападает первым, но месть его жестока. Он может проиграть сражение, чтобы выиграть войну. В Республике Молдова нет людей его уровня», — говорит человек, попросивший не называть своего имени.
По-видимому, мой собеседник симпатизирует Плахотнюку. Я спрашиваю, не смущает ли его тот факт, что олигарх собирает досье на людей, тайно записывает их разговоры и любовные свидания, чтобы использовать все это в целях шантажа? «На уровне таких людей, как он, это нормально», — коротко отвечает мой собеседник.
Считает ли он ошибкой то, что один олигарх теперь контролирует почти все государственные институты Молдовы? «Румынские олигархи Дину Патричиу, Дан Войкулеску, Сорин Вынту контролировали Румынию. Вынту, например, контролировал страну на протяжении трех лет, но наступил момент, когда он ослаб, и государство его уничтожило. В какой-то момент этим все заканчивается. Я думаю, что Плахотнюк пытается все контролировать, потому что не доверяет людям. Его команда маленькая, 5-7 человек из близкого круга лиц. Второй круг состоит из очень многих и разных людей. Формально они в его команде, но их держит их личный интерес. Вот этим людям Плахотнюк не доверяет», — заключил бизнесмен.
Один из лидеров внепарламентской партии «Прогрессивное сообщество Молдовы» Марин Ливадару первый и последний раз встречался с Плахотнюком в 2012 году.
«Мне говорили: Марин, тебе рано или поздно нужно встретиться с Плахотнюком, потому что в этой стране все решает он, — отмечает политик. — О нем была разная информация. Многие, кто с ним работал, его очень хвалили за его мастерские менеджерские качества: у него шесть – восемь телефонов, он работает с утра до вечера; за то, что он человек слова. А другие рассказывали разные истории, начиная от того, что в свое время он занимался сутенерством. О Плахотнюке очень много слухов».
Встречу Ливадару с Mr. P организовал общий знакомый, близкий к Плахотнюку человек, сейчас депутат от демократической партии Константин Ботнарь. «Были плюсы и минусы. Как человек, который получил воспитание в Германии, я приучен к пунктуальности. Я многих менеджеров видел. Я видел высший состав руководства концерна «Даймлер-Крайслер», но никогда люди такого высокого уровня не позволяли себе быть не пунктуальными», — сетует мой собеседник.
В назначенное время Марин Ливадару был в приемной Global Business Center — кишиневской штаб-квартире Плахотнюка. В ожидании встречи. Там он провел около 40 минут, листая журналы.
«Во время разговора он больше слушал и задавал вопросы», — вспоминает политик. «Мне тоже было интересно узнать человека. Я решил поговорить о девяностых годах, потому что кто кем был, я прекрасно помню. Где-то минут 20 я настаивал на этом разговоре. Он избегал давать ответы, говорил: «Марин, давай оставим 90-е годы, давай поговорим о современности». Ответы на свои вопросы Ливадару так и не получил.
В одном из своих первых интервью Влад Плахотнюк рассказал, что первые деньги он заработал, «собирая с ребятами виноград, производя вино и потом экспортируя его в Россию». На вопрос журналиста ежемесячного журнала «Vip Magazin», почему он решил выйти из тени, олигарх ответил, что всему свое время. «Я умею программировать свои действия и этапы жизни в целом. Почему именно сейчас? Потому что накопилось очень много слухов и легенд обо мне, они приобретают фантастический характер. Я решил положить конец этому абсурду».
Прошло почти шесть лет. Влад Плахотнюк так и остался в тени. Интервью журналистам он не дает, в теледебатах не участвует, мой запрос также оставил без ответа.
От «Истории успеха» до «Захваченного государства»
Сегодня трудно представить, что имя Влада Плахотнюка, человека, которого называют «хозяином Молдовы», «Кукловодом», еще семь лет назад было совершенно неизвестно. Более того, в 2009 году, когда происходила смена власти в Молдове, в СМИ не было даже его фотографии – ее не могли найти ни в интернете, ни в архивах редакций.
Будущий «хозяин Молдовы» родился 28 декабря 1965 года в семье учителя. Как рассказывают односельчане, «отец его отличался строгостью, потому что был главой многодетной семьи», — рассказали журналистам издания его бывшие односельчане, уточняя, что в семье Плахотнюк росло шестеро детей.
Между тем, к 2009 году Плахотнюк был уже очень влиятельной фигурой во время пребывания у власти коммунистов (ПКРМ). С председателем партии и тогдашним президентом Владимиром Ворониным в начале нулевых его познакомил румынский глава государства Ион Илиеску, об этом спустя десятилетие расскажет сам Воронин.
Вскоре после этой встречи Плахотнюк возглавил молдавский филиал румынской компании «Petrom», занимающейся импортом, а также оптовой и розничной продажей нефтепродуктов. На посту коммерческого директора «Petrom-Moldova» Влад Плахотнюк оставался до 2010 года.
C 2010 года и до сих пор Влад Плахотнюк возглавляет Ассоциацию бизнесменов Молдовы.
Он никогда не входил в рейтинг Forbes, хотя, ссылаясь на это издание, местные журналисты приписывали ему капитал до 3 миллиардов долларов.
Всё это время «Mr. P» предпочитал избегать публичности
Олигарх не скрывает, что владеет медиаимперией: это Prime, 2 Plus, Canal 3 и новостной канал PublikaTV. На прошлой неделе издание newsmaker.md со ссылкой на свои источники сообщило, что Плахотнюк приобрел еще два телеканала, СТС Mega и Super TV. Журналисты интернет-портала rise.md в своем расследовании пришли к выводу, что гостиницы Nobil, Global Business Center, Codru, медиа-холдинг General Media Group, офис охранного агенства Argus-S принадлежат Finpar Invest SRL, а значит Плахотнюку.
Олигарху тоже приписывают контроль над несколькими банками страны. Один из экспертов в области экономики, впрочем, не под запись говорил: «зачем ему телевизор, если он купил пульт от всех телевизоров». Эти слова — намек на контроль Плахотнюка над Национальным банком Молдовы.
Непубличный человек
Всё это время «Mr. P» предпочитал избегать публичности. В годы, когда коммунисты были у власти, Плахотнюк входил в круг так-называемых «охотников» — группу из пяти бизнесменов, которые вольно или невольно разделяли страсть президента Воронина к охоте.
«Вошел он в этот круг не сразу, а благодаря дружбе с сыном президента Олегом, которого умел изобретательно развлечь и заинтересовать. Сначала он сделался нужным Олегу, а потом и президенту», — рассказал один из бывших депутатов от партии коммунистов.
Во время президентства Воронина (2001-2009) Плахотнюк сумел завоевать его доверие. Прежде всего, тем, что, в отличие от других, не был скупым и щедро тратил деньги на проведение партийных мероприятий, приемы делегаций и поддержание партийных СМИ.
«Вскоре Плахотнюк стал тем, кого узкий круг лиц из окружения Воронина стали звать «кошельком партии». За свои заслуги он получал преференции в бизнесе, и со временем никто кроме него не мог разобраться, где кончались его деньги и начинался тот самый «кошелек партии», — уточнил бывший депутат.
В 2009 году на смену ПКРМ к власти в Молдове пришла коалиция правых партий. Одну из них — Демократическую партию (ДПМ) -Плахотнюк стал финансировать заблаговременно. В августе 2010 года, в эфире телеканала Publika, председатель демократов Мариан Лупу признал, что Плахотнюк косвенно финансировал избирательную кампанию ДПМ.
Когда партия вошла в правящий Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), Плахотнюк и вышел из тени. К этому времени он уже был крупным олигархом — прямым или косвенным хозяином десятка фирм, компаний, холдингов, СМИ. Члены руководства Партии коммунистов, которая перешла в оппозицию, обвиняли Плахотнюка в том, что он увел с собой и финансы партий. Так это или нет – до конца не ясно.
Между тем, олигарх буквально молниеносно вошел в большую политику. По итогам парламентских выборов 28 ноября 2010 года, он стал депутатом парламента от ДПМ, 30 декабря — вице-председателем партии и в этот же день — заместителем председателя парламента Республики Молдовы.
Альянс за европейскую интеграцию создавался с целью демократизации Молдовы, отхода от авторитарного стиля управления, который сложился при Владимире Воронине, и интеграции в Европу. Министерства и ведомства, согласно так называемому «алгоритму», были разделены между членами коалиции.
ДПМ помимо прочего достались судебные структуры – Конституционный суд, Высшая судебная палата, Высший совет магистратуры и Национальный центр по борьбе с коррупцией. Партии не скрывали свой контроль над государственными институтами. Разделение портфелей было прописано в открытом соглашении о создании коалиции.
Предполагалось, однако, что все члены коалиции будут вместе работать на европейское будущее Молдовы. Тем более, что новая власть получила от США и ЕС полную поддержку: Молдова стала получать финансовую помощь, с визитами в Кишиневе побывало множество тяжеловесов мировой политики, включая канцлера Германии Ангелу Меркель и вице-президента США Джо Байдена. Первые действия АЕИ обнадежили западных партнеров, и по итогам первого года правления альянса Молдова авансом была названа «историей успеха».
Однако внутри коалиции зрели серьезные проблемы. Главной из них — было столкновение интересов двух олигархов – Влада Плахотнюка и Влада Филата, тогдашнего премьер-министра страны. Они соперничали за распоряжение бюджетами, доступ к зарубежным кредитам, контроль над финансовыми потоками.
Министерства и ведомства, которые находились под контролем партий коалиции, стали действовать не в интересах государства и общества, а в интересах Плахотнюка и Филата. Министры спрашивали и выполняли указания не главы правительства, а своих партийных лидеров, в случае с ДПМ – Влада Плахотнюка.
Весной 2013 года эта борьба завершилась развалом коалиции. Плахотнюк был снят с должности первого заместителя председателя парламента, а Филат был отправлен в отставку по подозрению в коррупции.
Конфликт между олигархами едва не завершился досрочными парламентскими выборами. Но с помощью европейских чиновников комиссара по вопросам расширения и добрососедства Штефана Фюле и главы делегации ЕС в Молдове Дирка Шубеля противоречия удалось погасить, и в мае была сформирована новая коалиция — «Альянс за Европейскую Интеграцию-2». При этом в новой коалиции влияние ДПМ и вместе с нею Плахотнюка усилилось, а влияние Филата и его Либерально-демократической партии ослабло.
Все больше и больше государственных структур оказывались под неформальным контролем Демократической партии за счет либо выдвижения «своих» людей, либо включения их руководителей в «империю Плахотнюка». Тема «истории успеха» отошла на второй план.
В ходе очередных парламентских выборов 30 ноября 2014 года ДПМ провела самую масштабную и затратную кампанию. По данным экспертов, каждый из 19 депутатов, прошедших в парламент от ДПМ, “стоил” приблизительно в десять раз дороже остальных.
Одним из красноречивых признаков деградации правящей коалиции стал оглушительный скандал с исчезновением из трех государственных банков одного миллиарда долларов, что составляет приблизительно 13% ВВП Молдовы.
Подробности аферы стали известны в конце 2014 года. В причастности к сделке был заподозрен бывший премьер-министр Влад Филат и его сторонники. Все кончилось тем, что осенью 2015 года прямо на заседании парламента на Филата надели наручники, а правительство, во главе с выдвиженцем ЛДПМ Валерием Стрельцом, было отправлено в отставку.
Коалиция вновь развалилась и с большим трудом была восстановлена в начале 2016 года при помощи Запада, а точнее США, однако на этот раз при полном контроле над страной партии демократов. Должность главы правительства планировал занять сам Плахотнюк, но под давлением протестов оппозиции и общественности уступил. В последний момент выдвинул своего протеже Павла Филипа, который теперь занимает пост премьера.
Политические шансы теневого игрока
В конце марта этого года истекает мандат действующего президента Николая Тимофти. Для утверждения нового главы государства необходимо голос 61 депутата из 101. Парламентское большинство, которое фактически контролирует Плахотнюк, состоит из 56 депутатов. Сложно представить, что партия демократов, представленная в парламенте 19 депутатами, не найдет еще 5 голосов для своего кандидата.
Но зачем Плахотнюку понадобился пост премьера, а теперь, возможно, и президента? Есть три версии. Первая: Плахотнюк движим своим эгоцентризмом. Вторая: его попросили об этом в США. В беседе со мной эту версию частично подтвердил один из европейских дипломатов: «с сентября мы слышим, что лучше Плахотнюк, чем пророссийский политик Ренато Усатый», — говорит он. «Спросите у Иона Стурзы, правда ли, что он отказался от борьбы, потому что вначале его поддерживали американцы, а потом перестали?»
Спрашивать бывшего кандидата в премьеры Иона Стурзу не пришлось. Он публично рассказал о причастности США к утверждению правительства Павла Филипа. «Госпожа Нуланд приземлилась в Дымбовице и в ходе консультаций в Котроченах (в президентском дворце Румынии) сбросила бомбу стабилизации», — рассказал Стурза, выступая на круглом столе румынского аналитического института «Expert Forum», который прошел 9 февраля в Бухаресте.
«Я разочаровался после конкретной ситуации, когда Румыния и Запад изначально решили не вмешиваться. Потом, вмешались, решение вынудить некоторых депутатов проголосовать за Плахотнюка, было принято на самом высоком уровне в Румынии», — заявил Ион Стурза.
Существует, однако, и третья, менее популярная версия — олигарху нужен иммунитет, притом не в Молдове, но за рубежом. «Сегодня этот человек может себе позволить выехать без риска за рубеж? Это неправда, что он умный и не оставляет следов. Финансовые следы остаются всегда», — отметил сотрудник дипломатического корпуса одного из европейских представительств в Молдове.
В 2012 году молдавские СМИ сообщили, что Влад Плахотнюк разыскивается Интерполом. Эту информацию тогда же на пресс-конференции опровергли его адвокаты. Из представленных документов следовало, что на Кипре у него нет никаких судебных исков, американский адвокат Вал Гурвис сказал, что получил подтверждение из штаб-квартиры Интерпола, расположенной в Лионе, о том, что «его клиент не является участником какого-либо расследования».
«Также я направил письмо в Лондонскую судебную палату от имени Влада Плахотнюка, попросив, чтобы на нашем запросе о том, что Плахотнюк не является обвиняемым, поставили подпись и печать. Такое письмо мы получили, это означает, что наш клиент не является стороной ни одного расследуемого дела», — заявил Гурвис. Результат запросов в Румынию такой же: у олигарха нет судимости в соседней стране.
В 2013 году, однако, тогдашний министр внутренних дел Дорин Речан подтвердил, что итальянское бюро Интерпола интересуется Владом Плахотнюком, подозревая его в причастности к Солнцевской организованной преступной группе из России. Сам Плахотнюк эту информацию называл политической спекуляцией.
Директор еженедельного издания «Панорама» Дмитрий Чубашенко считает, что Плахотнюк стремился к должности премьера для того, чтобы использовать ее как трамплин на выборах президента. Зачем? «Чтобы показать, что он тоже может быть эффективным менеджером», — считает журналист.
«Плахотнюк оказался в очень сложном положении. Он окружен недругами со всех сторон. Запад не хотел, чтобы он стал премьер-министром, и не хочет, чтобы он стал президентом. Главный лозунг акций протеста в Кишиневе — "Долой Плахотнюка!" После его неудачной попытки выдвинуть себя в премьеры на него обрушились потоки критики в румынской и российской прессе», — прокомментировал журналист для openDemocracy.
Сказать однозначно, получит ли олигарх президентское кресло, Чубашенко не решился. «Вместо себя ему пришлось выдвинуть в премьеры человека из своего ближайшего круга. Наверно, также придется поступить и при избрании президента. Все усилия Плахотнюка занять первые должности в Молдове провалились.
«Получается, что он старался для других. При этом он заработал себе множество врагов как внутри Молдовы, так и за ее пределами. Ему не остается ничего иного, как удерживать статус теневого босса страны и отбиваться от нападок врагов. В общем, ему не позавидуешь. Но видно, ему нравится играть в такие игры».
Мария Левченко, opendemocracy.net
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.