Авторская колонка главного редактора издания NewsMaker Владимира Соловьева о статье генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда, посвящённой Молдове. Генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд назвал Молдову захваченным государством. Прямым текстом и без всяких кавычек. Для тех, кто живет в Молдове в нашумевшей статье Ягланда, написанной для International New York Times (ее русский перевод можно прочитать здесь), нет ни одной новости. Коррупция в Молдове давно никого не удивляет. О том, что судьи главные коррупционеры — знает каждый. Остановите на улице первого встречного и он поименно вам назовет тех, кто покупает судей, контролирует прокуратуру, Национальный центр по борьбе с коррупцией, МВД и так далее. Ягланд пишет, что СМИ в нашей стране монополизированы. И этим в Молдове тоже никого не удивишь: говорим — Publika TV, Prime, Canal2, Canal3, подразумеваем — Плахотнюк.
Мы привыкли к этому знанию. Но это мы. А многие читатели International New York Times из 160 стран мира, где продается эта газета, еще недавно не смогли бы найти Молдову на карте. Но теперь точно погуглят. Из любопытства. Чтобы узнать, что же это за нищая чудо-страна, где можно у всех на виду безнаказанно умыкнуть $1000000000. Украденный миллиард прославил нас на весь мир. Это теперь раскрученный бренд, за которым не угнаться молдавскому вину, помидорам и мамалыге, которая все никак не взорвется.
Конечно можно сказать, что Ягланд лишь выступил в роли «Капитана Очевидность». Но есть и другой ракурс. Впервые чиновник такого уровня — генсек организации, объединяющей 47 стран — назвал полноправного члена Совета Европы захваченным государством. Ягланд официально ввел этот термин в оборот еврочиновников. В Советском Союзе говорили «солнечная Молдавия». В Евросоюзе будут говорить — захваченное государство. Now it’s official, как говорится.
Можно сказать, что это ничего не изменит и что Совет Европы способен лишь давать рекомендации, на которые часто не обращают внимания. Это правда. Совет Европы никому не приказывает, а лишь указывает на недостатки и советует, как их устранить. Страна, которой дают советы сама решает, прислушаться или нет. Тех, кто игнорирует — предостаточно. Но это имиджевая история. Как в отношениях между людьми. Хочешь, чтобы тебя не сторонились — не плюй на пол, не сморкайся в занавески, чисть зубы, принимай душ. Каждый сам решает соблюдать приличия или нет. Но если не соблюдаешь, то не стоит удивляться, что тебя избегают, а при вынужденной встрече морщатся и отворачиваются.
Генсек Совета Европы сообщил всему миру, что молдавские власти ведут себя очень неприлично. Не просто воруют — воруют-то везде, — а делают это нагло и с волчьим аппетитом. Не просто игнорируют права живущих в Молдове граждан, а делают это предельно цинично. Не просто врут, а манипулируют общественным мнением с помощью подконтрольных СМИ. А еще институты не работают, законы не соблюдаются, реформы саботируются, страна нищает. Захваченное государство, если в двух словах.
А если государство захвачено, значит есть и захватчики. С именами и фамилиями. И хотя Ягланд их не называет, нет никаких сомнений, что имена захватчиков, их пароли к банковским карточкам и их комфортабельные явки хорошо известны тем в Европе и США, кто все эти годы нахваливал молдавскую историю успеха, обернувшуюся грандиозной аферой. Европейцы не скрывали и не скрывают, что они никогда не ждали от Молдовы сингапурского экономического чуда. Как сказал мне замминистра иностранных дел одной не последней страны Евросоюза, Брюсселю от молдавских властей нужна была в первую очередь стабильность. Ради нее закрыли глаза на незаконное избрание президента, на закрытие телеканала NIT, на зловонные прошлогодние выборы.
Вот только парни, управляющие бизнес-кланами с ласкающими слух еврочиновников названиями «Демпартия», «Либерально-демократическая партия», «Либеральная партия», не справились.
Вряд ли можно назвать стабильной страну, где полицейские начальники с серьезными лицами разоблачают в прямом эфире подготовку насильственного захвата власти несколькими молодыми людьми, которым подбросили оружие; где против «проевропейской» власти выходят протестовать десятки тысяч проевропейски настроенных граждан, а силовики незадолго до митинга сообщают о подготовке взрывов чуть ли не террористами из ИГИЛ; где фермеры готовы взяться за вилы.
Ягланд не обвиняет во всех грехах Плахотнюка, Филата и Гимпу, которые срослись в трехглавого молдавского Януковича. И, вполне возможно, что не будет обвинять. Ну так он и не прокурор. А вот европейские прокуроры статью Ягланда к молдавскому досье подшить могут.Владимир СоловьевСправка-ПояснениеСовет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек, и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 28 государств. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.Википедия
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)