О проблеме бездомных животных в нашей стране говорят часто и много. Эмоциональный накал усиливается в преддверии Дня защиты животных, в сентябре и октябре, либо когда бывает укушен прохожий, особенно ребёнок, или на улицах видят трупы отравленных четвероногих. На судьбах лохматых беспризорников дискуссии никак не отражаются. Они, как и прежде, живут на городских улицах вблизи помоек и домов добрых людей, помогающих им не умереть с голоду. Почему же в этом вопросе нет никаких подвижек? «Проклятие» законопроектаСразу оговоримся: в нашей республике нет никаких законов, связанных с содержанием домашних животных и регулированием численности бездомных. Уже в новой истории Молдовы было предпринято несколько попыток принять такой закон.
Ещё в 2007 году инициативная группа составила ходатайство в адрес Парламента с требованием принять Закон о защите животных. Петиция тогда собрала порядка 1000 подписей. Народные избранники приняли законопроект в первом чтении, однако в окончательном чтении он не был одобрен.
Исправить положение решили в 2013 году. Группа депутатов разработала и представила на рассмотрение проект Закона о правилах содержания животных и их защите. Он даже прошёл обсуждение в специализированной парламентской комиссии. В поддержку принятия закона по стране прошли митинги и манифестации. Только в Бельцах около тысячи горожан поставили свои подписи под соответствующим воззванием.
Казалось, вот-вот — и государство обретёт нормативный документ, который будет, наконец, регламентировать отношения человека и братьев наших меньших. Но по каким-то неведомым для общества причинам закон принят не был, страсти поулеглись, и о нём опять забыли.
А между тем в документе было немало полезного как для животных, так и для человека. В частности, ограничивалось количество животных для содержания одним хозяином. Проект предполагал, что жильцы многоквартирных и частных домов смогут заводить домашних питомцев только при наличии подходящих условий для их содержания и согласия соседей. Хозяева кошек и собак, по проекту закона, обязаны оформлять на животных медицинские карточки, делать ежегодные прививки, а также содержать их в приемлемых санитарных условиях. Собаки бойцовых и так называемых «опасных» пород — питбули, ротвейлеры, бульдоги и прочие — в случае принятия закона были бы взяты на особый учёт. В законопроекте впервые прописана обязанность соответствующих служб стерилизовать бродячих собак, а больных — усыплять. Также, согласно документу, в крупных городах предусматривалось открытие приютов для бездомных кошек и собак.
Контроль над исполнением закона возлагался бы на местные органы власти и Национальное агентство продовольственной безопасности. Но поскольку принят он не был, то и контролировать оказалось нечего. Сейчас во всей законодательной базе по этой теме остаётся только штраф до 400 леев за жестокое обращение с животными (Кодекс о правонарушениях).Бельцы: правила есть. На бумагеБельцкие власти тоже предпринимали попытку регламентировать содержание животных на территории муниципия. 24 июня 2010 года муниципальный Совет утвердил Правила ‑
содержания собак и кошек в муниципии Бельцы. Принятию правил предшествовали публичные обсуждения.
Документ на девяти страницах предусматривал весь спектр работы по защите животных: порядок их регистрации и условия содержания, выгула, продажи, приобретения, права и обязанности владельцев домашних питомцев, отлов бездомных.
Так, вводилась обязательная регистрация всех животных в МП ПУЭЖФ, присвоение им идентификационных номеров, выдача ветеринарных паспортов и вживление микрочипов. Все расходы должны нести владельцы кошек и собак. Их также обязали платить налог за содержание питомцев.
Казалось бы, лёд тронулся. Но на деле документ остался очередной бумагой. О нём периодически вспоминали и даже хотели принять в новой редакции. Об этом свидетельствуют планы работы муниципального Совета на IV квартал 2013 и 2014 годов. В них включён пункт «Об утверждении правил содержания собак и кошек на территории мун. Бельцы в новой редакции». В новой редакции их так и не утвердили, а о старой попросту забыли. Может быть, проблема стала менее острой?Данные статистикиСпециалисты говорят об обратном. По информации начальника отдела Управления ветеринарной санитарии и безопасности продуктов животного происхождения (санитарно-ветеринарная станция) мун. Бельцы Виктора Калистру, в городе проживает от 10 до 12 тысяч домашних собак и свыше 2 тысяч беспризорных. Кошек никто не считал. Количество хвостатых бездомных резко увеличивается с наступлением холодов. Целыми стаями они движутся в город из дачных кооперативов, брошенные временными хозяевами. Кроме того, их популяцию пополняют потерявшиеся животные, невостребованное потомство домашних питомцев, шарики и мурки, оказавшиеся на улице после отъезда хозяев на работу за рубеж.
«В прошлом году не было зафиксировано ни одного случая бешенства среди животных. Ежегодно мы делаем прививки против бешенства домашним питомцам. Но не можем охватить всех. В 2012 году нам выделили 2000 доз вакцины против бешенства. В октябре прошлого года мы получили 5500 доз вакцины. Вся она была использована. 514 животных вакцинированы за счёт хозяев. Бездомных животных никто не вакцинирует. Вот уже несколько лет вакцинируем лис. В прошлом году лесники разбросали вокруг нор 700 доз вакцины в гранулах», — рассказывает Виктор Калистру.
По данным управления, в прошлом году в Бельцах 107 человек были укушены. 79 из них — собаками, 23 — кошками.
У бельцкого Центра общественного здоровья своя статистика, ещё более угрожающая. Как сообщил «СП» заместитель главного врача Вячеслав Кишларь, в 2014 году было зарегистрировано 342 случая укусов людей животными. 183 укушены домашними собаками, а 144 –—безнадзорными, 15 подверглись укусам диких животных. При этом только 64 человека прошли профильное лечение против бешенства. Остальные отказались.
«Бешенство — очень опасная болезнь. Если вовремя не начать лечение, то наступают необратимые процессы, и человек погибает. Случаев бешенства среди людей в последние годы в муниципии я не припомню. Несколько лет назад в Дрокиевском районе от бешенства после укуса собаки умер 12-летний ребёнок. Так что всё возможно. На улицах города много бродячих собак. Это большая опасность для людей», — считает Вячеслав Кишларь.«Не верю, что можно что-то сделать в нашем городе»В течение многих лет свои пути выхода предлагают специалисты, ветеринары, общественники.
В 2007 году близ Бельц был открыт приют для бездомных собак, спонсором которого стали французы. В Бельцы даже приезжал известный российский кутюрье Вячеслав Зайцев, чтобы поддержать полезную инициативу. К сожалению, приют функционировал недолго. Учредители уехали в благополучную Францию, не выдержав наших реалий. Часть собак удалось пристроить, остальные отправились на постоянное место жительства на улицы города.
В 2008 году ветеринар Виктор Яковлев создал общественную организацию «Felix» и даже начал проводить стерилизацию бездомных животных в надежде на помощь местной власти и общественности. Около 22 тысяч леев собственных средств затратил Виктор на благое дело.
Тогда он был уверен, что если удастся поставить стерилизацию на поток, то исправить ситуацию можно.
«Несмотря на отлов собак, их место занимают другие, в ещё большем количестве. А если стерилизовать, отмечать их яркими не снимаемыми ошейниками или чипами и возвращать на прежнее место, то в течение нескольких лет в эти дворы не придут другие. А стерилизованные животные не будут размножаться, они не агрессивны и практически не представляют опасности для людей», — говорит Виктор Яковлев.
Однако из благородной затеи ничего не получилось. Реальной поддержки никто не оказал, деньги закончились, а перспективная идея оказалась невостребованной.
«Пока у меня были свои деньги, я пытался помогать и стерилизовал бездомных животных, которых с улицы приносили сердобольные люди. Сейчас выдохся и разочаровался — не верю, что можно что-то сделать в нашем городе. Занимаюсь своей непосредственной деятельностью — лечу животных и больше не строю никаких грандиозных планов», — признаётся Виктор Яковлев.
Другой вариант предлагала руководитель общественной организации «Общество защиты животных» Алла Повар. Более года назад она обратилась к вице-примару Октавиану Маху с письмом, в котором просила рассмотреть возможность пригласить в Бельцы общественное объединение «Four Paws» из Киева. Специалисты этого фонда, ветеринары и волонтёры, работают в крупных центрах Украины, организуют мобильные клиники, в которых бесплатно проводят стерилизацию собак и кошек.«Фонд “Four Paws” готов был расширить географию своей деятельности и оказать помощь в решении проблемы бездомных животных и на территории нашей страны. При этом им необходимо было официальное приглашение и создание условий для работы: предоставление помещения для стерилизации, оказание организационной помощи и др. Мы помогли бы во всём, но без местной власти нам не обойтись», — рассказывает Алла Повар.
Но и этот проект оказался неудачным. Местные власти нашли законные причины отказать активистке.
Сегодня в городе снова появились энтузиасты и создали очередную общественную организацию — «Любящие сердца». Татьяна Дацко, одна из её руководителей, уже давно защищает животных без юридического разрешения. Несколько лет назад она на своём участке в дачном кооперативе «Дружба» построила приют для бездомных собак. Сегодня там содержатся около 70 особей. Татьяна на свою пенсию покупает им корм, сама ухаживает за животными и рада любой помощи, которую ей могут оказать. Нетрудно догадаться, что это не самое приятное соседство для дачников. Десятки жалоб, проверок заставили её перевести свою работу на законные рельсы.
Татьяна обратилась в примарию с просьбой о бесплатном выделении участка для строительства приюта для собак. К ней подключилась юрист по образованию Лилия Олейник, чтобы помочь в оформлении необходимых документов.
«У нас уже есть люди, готовые нам помогать. Нужно только получить участок. Особенно больших планов мы не строим. Мы не фантазёры, а реалисты. Надеемся, что ‑нас поддержит местная власть. Тогда можно будет решить и другие вопросы», — не отчаивается Лилия Олейник.
Время покажет, сумеют ли новые энтузиасты преодолеть бюрократические барьеры, узаконить доброе дело и обеспечить приюту долгое будущее.Единственно возможный вариант?Пока же проблема бездомных собак в северной столице решается так. Специалисты муниципального предприятия ДРСУ отлавливают их на улицах города и привозят на городскую свалку во временный питомник. В течение 10 дней хозяева потерявшихся собак могут попытаться их там найти.
«Мы собак не отстреливаем и не травим, не занимаемся усыплением. В советское время такое было. Собак действительно отстреливали. Сейчас этого нет. У нас они находятся на передержке 10 дней. Если хозяева не находятся, мы их отпускаем», — утверждает главный инженер ДРСУ Анатолий Чебан.
Очень хотелось бы верить в гуманность методов работы муниципальных служб. Хотя получается странно: собак отлавливают для того, чтобы 10 дней их покормить, а потом отпустить. Настораживает и цифра: 2332 погибших животных было найдено на дорогах и улицах города и вывезено на городскую свалку для захоронения. На эти цели в прошлом году МП ДРСУ получил из муниципального бюджета 360 тысяч леев.
На вопрос корреспондента «СП», во сколько обходится вывоз одной собаки, Анатолий Чебан ответил: «Это зависит от того, сколько собак удалось отловить за один раз. Иногда это 2—3 собаки, иногда 5—6. В стоимость входят зарплата сотрудников предприятия, топливо для машины. Так что стоимость вывоза одной собаки может варьировать от 50 до 200 леев».
Он также сообщил, что всех погибших животных везут сначала в ветеринарную станцию, чтобы убедиться, что никто из них не был болен опасной инфекционной болезнью, затем — на городскую свалку, где есть специальное место для их захоронения.
Похоже, пока для муниципальных властей такой способ влияния на ситуацию остаётся единственным.«Света в конце тоннеля пока не вижу»А что говорит на этот счёт городское руководство?
Исполняющий обязанности примара муниципия Октавиан Маху пояснил «СП», что местная власть готова решить и эту проблему наряду с другими, но в установленном законом порядке.
«Пока не будет государственной политики в этом вопросе, очень сложно решить что-то на местном уровне. Нужно финансирование. В бюджете нет такой статьи. Мы сами предусматриваем эти деньги, но нормативов таких нет. Эта статья расходов входит в коммунальное хозяйство, которое, как известно, финансируется по остаточному признаку. Так было и в советское время, и сейчас. На всё коммунальное хозяйство у нас было запланировано 45 млн леев. А это и освещение, и дороги, и уборка… Так что возможности у нас небольшие».На вопрос, почему местная власть не поддерживает общественников, и. о. примара ответил, что готов это делать, но в рамках закона. По Закону об общественных объединениях, местная власть не может выделять бесплатно помещения или участки земли, если у общественной организации нет сертификата общественной полезности и договора о сотрудничестве.
«Если мы будем давать помещения бесплатно всем, кто будет выходить с инициативами, то можем иметь много неприятностей. Счётная палата посчитает нам, сколько мы недополучили денег за аренду, и спросит, кто будет их возмещать, — поясняет и. о. примара и продолжает: — Центральные органы власти должны чётко ‑определить стратегию, чтобы мы могли двигаться дальше. Без помощи общественных организаций нам тоже не обойтись».
Но некоторые подвижки всё-таки есть. Октавиан Маху рассказал о том, что примария выступила партнёром в разработке приграничного проекта «Защита границ от угроз, связанных с бездомными животными» наряду с украинскими и румынскими коллегами: Департаментом ЖКХ Черновицкого городского Совета, организацией «Защита животных», буковинским Центром по реконструкции и развитию (Черновцы) и румынской ассоциацией «ProAnima» (Сучава).
Проект финансируется Европейским союзом. Общий бюджет для примарии мун. Бельцы составляет 21 450 евро, из которых доля местного софинансирования составляет 10 %.
На официальном сайте примарии в качестве основной цели проекта значится «реализация комплексного подхода в регуляции численности беспризорных животных и предупреждение распространения опасностей, связанных с неконтролируемым ростом популяций». Ожидаемый результат — «сокращение и предотвращение инфекций, распространяющихся бездомными животными» и «необратимое сокращение числа бездомных животных, что приведёт к их исчезновению в течение 5—7 лет».
По окончании проекта в Бельцах должны появиться обученные в этой области люди, оргтехника для регистрации животных, 50 клеток для их содержания и площадка для выгула собак. Возможно и его продолжение до 2020 года.
Вместе с тем бельцкий и. о. мэра не склонен строить иллюзии: «Ближайшей перспективы в разрешении этого вопроса я не вижу. Нужно много составляющих. Прежде всего — законодательная база и финансирование. Это вряд ли скоро появится. Так что света в конце тоннеля я пока тоже не вижу».
***
И специалисты, и власти, и общественники едины во мнении: чтобы на улицах города было меньше бездомных животных, должна быть создана система строгого учёта и паспортизации домашних питомцев, усилена ответственность за условия их содержания. Владельцы собак должны иметь площадки для их выгула. Для бездомных четвероногих нужно строить приюты, стерилизовать и вакцинировать их, чтобы сделать безопасной жизнь горожан.
Что нужно делать, похоже, знают все. Но вопрос «как?» по-прежнему остаётся открытым.Нелли ЛАНСКАЯСравнение ПолезноЕвропейский опыт по защите животныхВ странах Европы вопросы правоотношений с животными регулируются пятью конвенциями Совета Европы. Основополагающая Конвенция по защите домашних животных была принята в 1987 году.В Великобритании регулирование численности бездомных четвероногих имеет почти двухвековую историю: закон о защите животных был принят в 1822 году, а старейшему приюту, Дому собак и кошек в лондонском районе Баттерси, в 2010 году исполнилось 150 лет. В целях выявления бродячих животных городские парки и улицы патрулируются сотрудниками службы общественного здоровья. Если установить хозяина животного невозможно, оно передаётся в приют. Через семь дней питомец становится собственностью Королевского общества защиты животных, которое принимает решение о его эвтаназии или передаче новому владельцу.В Германии тот, кто выбросит животное на улицу или его самовольно усыпит, заплатит штраф в €25 тыс. Для содержания бездомных четвероногих существуют приюты, где здоровые и неагрессивные животные могут пребывать достаточно долго, пока не найдутся
новые хозяева. При этом лохматых постояльцев продают, а вырученные средства идут на содержание приютов. Разведение животных строго контролируется и квотируется.В Бельгии программа обязательного чипирования или татуирования всех домашних и бездомных собак существует с 1998 года. В 2002 году обязательный сертификат о прививках был заменён паспортом, содержащим полную информацию о собаке, её прививках и болезнях, а также о владельце. В 2010 году с целью регулирования численности бродячих кошек и собак было принято решение об их обязательной стерилизации с 2016 года.В Испании, по мнению зоозащитников, исторически сложилось негуманное отношение к животным. Поэтому Комиссия по защите животных была создана там намного позднее, чем в большинстве европейских государств, — в 2002 году. Её главной задачей является приведение законодательства в этой сфере к общеевропейским нормам.В Швейцарии бездомные собаки и кошки стерилизуются, чипируются и содержатся в приютах. Домашние животные подлежат обязательной регистрации, а хозяева платят налог, средства от которого поступают на содержание приютов.Этот материал подготовлен на средства гранта, предоставленного Государственным департаментом США. Мнения, заключения и выводы принадлежат автору и не обязательно отражают позицию Государственного департамента США.
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)