![img_5393](https://esp.md/sites/default/files/wp-content/uploads/2013/03/img_5393.jpg)
После трёхсекундного замешательства вице-примар сообщил, что заседание комиссии закончено. Фото А. СУЗАНСКОГО
В конце прошлого года (№ 50 от 12 декабря) в расследовании Руслана Михалевского «Городской бюджет — к услугам своих СМИ» рассказывалось, как мажоритарной фракции бельцкого муниципального Совета совместно с примарией удалось потратить 705 тысяч леев из городского бюджета на финансирование контролируемых ими СМИ. На проведение прямых эфиров с городским руководством предприятию ООО «TV Bălți» (телеканал BTV) было выделено 550 тысяч леев, а на публикацию официальной информации мунсовета и примарии фирме ООО «V. V. V. Comerț Service» (издание «Газета.MD») — 153,9 тыс. леев.
Эти суммы были озвучены во время так называемого тендера, о котором потенциальным участникам было сообщено в «Бюллетене государственных закупок» и больше ни в одном местном или республиканском СМИ. Примечательно, что не было объявления о его проведении даже на официальном сайте примарии www.balti.md.
В результате участвовали в тендере только эти две компании, чего, в принципе, и добивались местные власти. При этом формально закон о проведении государственных закупок не был нарушен. Этот «финт» нашей примарии ещё раз утвердил меня во мнении, что её целью является отнюдь не использование законов во благо граждан, а использование несовершенства законодательной базы в своих, зачастую корыстных, целях…
Главное — участие!
В ходе ток-шоу на бельцком интернет-телевидении владелец BTV Андрей Чёрный по поводу проведённого тендера заявил, что он, дескать, не виноват в том, что его юристы следят за публикациями в «Бюллетене государственных закупок», а другие претенденты на получение денег из городского бюджета — нет.
Начиная с декабря прошлого года мы решили последовать вышеозвученному совету и тщательно просматривали каждый выпуск бюллетеня. И вот в номере от 18 января 2013 года было размещено объявление Nr. 254-op/13Cod CPV: 79970000-4 о проведении конкурса путём предоставления ценовых оферт (предложений) по предоставлению услуг по изданию официального информационного бюллетеня примарии Бельц.
Мы решили, что обязательно будем участвовать в этом конкурсе, хотя результат нам был известен на 99 %, просто было интересно, как нас «сделают» на этот раз. Конечно же, ещё и для того, чтобы рассказать об этом бельчанам. Чтобы передать настроение, с которым мы участвовали в этом примарийском «шоу беспристрастности», хочу напомнить анекдот.
Приходит молодой еврей к раввину:
— Ребе, у меня есть деньги. Не посоветуешь, куда их вложить?
Раввин задумался. Тут подошла молодая девушка и тоже спросила совета. Молодой джентльмен уступил очередь.
— Ребе! Я выхожу замуж. Стоит ли мне одевать в первую брачную ночь рубашку или не надо?
— Никакой разницы. Вас всё равно поимеют... Молодой человек, кстати, к вам это тоже относится...
Итак, в пятницу, 18 января, было объявлено о проведении конкурса ценовых предложений, назначенного на 28 января в 14.00 в здании примарии. По закону от даты публикации объявления до проведения конкурса должно пройти не менее 10-ти календарных дней, бельцкая примария ограничилась этим сроком. Смею предположить, что сделано это было для того, чтобы другие потенциальные участники конкурса прозевали публикацию и не успели подготовить необходимые документы для участия.
Честно говоря, их замысел чуть было не осуществился. Вышло объявление в пятницу, впереди было два выходных дня, когда невозможно заняться подготовкой документов, на получение справки об отсутствии задолженностей перед социальным фондом отводились сутки, а на получение справки из налоговой инспекции — ещё трое суток. Таким образом, опоздай мы на 2—3 дня — и эпопея участия в этом фарсе для нас закончилась бы. Но, к счастью (?), мы успели подготовить все документы вовремя.
Всё по-честному, без обмана?
При подготовке расследования Руслану Михалевскому после официального запроса редакции удалось получить от примарии её договор с «Газетой.MD». В нём, в частности, указывается, что редакция должна была выпустить 57 номеров официального вестника примарии на общей площади 61560 см2. Путём несложных математических вычислений я узнал, что под один выпуск вестника должно было отводиться по одной газетной странице площадью 1080 см2, каждый выпуск обходился бы городскому бюджету в 2700 леев, а один квадратный сантиметр, соответственно, в 2,5 лея.
Я, кстати, не уверен, что «газетчики» выполнили это условие договора, как и в том, что кто-либо в примарии контролирует исполнение таких договоров. Мои сомнения вызваны двумя факторами. Во-первых, «Газета» не выпускает в год даже 52 номера (таково количество недель в году), а как минимум на четыре меньше, отдыхая в августе. И, во-вторых, с весны прошлого года площадь одной их страницы составляет уже не 1080, а только 975 квадратных сантиметров… А в 2013 году, насколько я заметил, ни одного выпуска официального вестника в «Газете.MD» не публиковалось.
К чему мне нужны были все эти вычисления? Как оказалось, по сравнению с прошлым годом примария изменила условие заявки и запросила у претендентов только цену публикации квадратного сантиметра, не оговаривая ни площадь в каждом номере, ни количество выпусков. Следовательно, мне нужно было знать стоимость квадратного сантиметра в прошлом году, чтобы подсчитать, какую конкурентоспособную цену мы сможем предложить в этом.
Тому, почему было сделано это изменение в заявке, у меня тоже нашлось объяснение — для подстраховки. Если бы каким-то невероятным образом тендер вдруг удалось выиграть не тем, кто был организаторами запланирован, то новые условия не обязывали бы примарию заключать договор на одну полосу в неделю и на целый год. И это тоже было бы вполне законно…
Но вернёмся к нашим цифрам. После долгих прикидок я решил, что мы будем продавать примарии один квадратный сантиметр значительно дешевле, чем она покупала в прошлом.
Если не мы, то кто же?
Конечно, это было бы нерентабельно, но я посчитал, что, во-первых, площадь под социально значимую информацию мы можем продавать и ниже себестоимости. Во-вторых, наш еженедельник больше подходит для публикации такой информации по всем параметрам:
— у «СП» больший и, главное, сертифицированный, то есть проверенный аудитом, тираж;
— у «СП» намного более многочисленная и, считаем, более интересующаяся подобной информацией аудитория;
— ни одна из бельцких газет и сайтов не публикует столько информационных и журналистских материалов, посвящённых жизни нашего города, как «СП».
В-третьих, в случае нашей победы мы бы могли сэкономить городскому бюджету порядка 70 тысяч леев, а может быть, и больше, если бы примария решила подписать с нами договор на меньшую площадь и, следовательно, на меньшую сумму или если бы наши конкуренты по тендеру предложили бы ещё меньшую цену;
И, в-четвёртых, я считал и считаю, что деньги, собранные из наших налогов, не должны выделяться СМИ, защищающим интересы какой-то одной отдельно взятой партии, поэтому выиграть должно было любое независимое СМИ.
Определившись с ценой и зная, что запечатанный конверт с предложением цены и другими необходимыми документами я могу подать комиссии буквально перед началом конкурса, мы с журналистом и фотографом «СП» пришли в назначенное время в назначенное место.
И вот после необходимых формальностей комиссия приступила к вскрытию конвертов. Первой назвали цену, предложенную ООО «V. V. V. Comerț Service» — 1,55 леев без НДС и 1,86 с НДС. «СП» предложило 1,25 леев без НДС и 1,50 с НДС.
Мы выиграли конкурс! Неужели? Так мы думали в течение буквально 2—3-секундной паузы, воцарившейся после оглашения нашей цены. Вице-примар Октавиан Маху дежурным голосом сообщил, что заседание комиссии закончилось и результаты конкурса будут сообщены его участникам в течение 10-ти дней…
Но тут поднялась со своего места начальник отдела государственных закупок бельцкой примарии Елена Буркатая…
… и заявила, что, согласно закону, при проведении конкурса ценовых оферт необходимо, чтобы были представлены предложения минимум трёх участников, и поэтому результаты конкурса будут аннулированы. По её словам, нас ждал повторный конкурс.— Если хотите, я покажу вам текст постановления, где это написано, — сказала она. Как я и предполагал, сотрудники примарии постараются не допустить, чтобы бюджетные деньги достались «СП». А использовав эту чиновничью хитрость, им и нашим конкурентам удалось узнать нашу цену, чтобы на повторном конкурсе предложить ещё меньшую.Кем и кому этот закон писан?Но возможностью ознакомиться с законодательством, регламентирующим количество участников конкурса, мы всё-таки решили воспользоваться и отправились вместе с Еленой Дмитриевной в её кабинет. По пути мы заскочили ещё в один кабинет — к региональному представителю Национального агентства по государственным закупкам Григорию Рошке. У него Елена Дмитриевна в нашем присутствии спросила, правда ли, что для участия в первом конкурсе ценовых оферт необходимо участие минимум трёх конкурсантов, на что г-н Рошка ответил утвердительно. Уже в своём кабинете начальник отдела госзакупок указала нам на пункт № 28 «Положения о закупке товаров и услуг путем запроса ценовых оферт», утверждённого Постановлением Правительства № 245 от 04.03.2008 года. Привожу первую её часть, которая, по версии Елены Буркатой, доказывала её правоту: «В случае, когда в ответ на приглашение к участию в конкурсе, организованном повторно (менее двух раз), представляются менее трех оферт, закупающий орган вправе рассматривать соответствующую оферту/соответствующие оферты».Я возразил, заметив, что этот пункт касается повторно организованного конкурса, а в нашем случае это не так. Прочитав п. 28 ещё раз и нехотя согласившись с моим возражением, Елена Дмитриевна не без труда указала мне уже на другой пункт — № 12: «В случаях неопубликования приглашения к участию в Бюллетене государственных закупок, приглашение передается как можно большему числу экономических операторов, в том числе включенных в Список квалифицированных экономических операторов, в зависимости от объекта закупок, чтобы до истечения установленного для представления срока было зарегистрировано не менее трех оферт».Но и этот пункт Положения не убедил меня. Ведь в нём чётко указано, что необходима регистрация не менее трёх оферт «в случаях неопубликования приглашения к участию в Бюллетене государственных закупок», а приглашение на участие в нашем конкурсе БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО! Следовательно, комиссия по проведению этого конкурса должна была утвердить результаты конкурса, а примария — заключить с нами договор. Но на это моё возражение начальник отдела ответила, что «они всегда так делали», и поэтому результатов конкурса комиссия не признает. И на всякий случай предложила опять зайти к региональному представителю Национальной комиссии по государственным закупкам. Я высказал г-ну Рошке своё несогласие с трактовкой закона представителями бельцкой примарии, после чего он внимательно прочёл эти пункты с компьютера на государственном языке и сказал:— А вы знаете, он прав, и я бы на его месте тоже возмущался. Я сказал, что буду требовать утверждения результатов сегодняшнего конкурса в необходимых инстанциях, а если не буду услышан, то обращусь в суд, на что мне ответили, что это моё право. Вернувшись на работу, я скачал в Интернете не только постановление, на которое ссылалась Елена Буркатая, но и Закон о государственных закупках № 96, принятый молдавским Парламентом 13.04.2007 г., со всеми внесёнными впоследствии изменениями. Я, конечно, не юрист и не чиновник примарии и не силён в юриспруденции, особенно в использовании законодательства так, как было приказано или «как было принято до сих пор», и, видимо, поэтому так и не смог найти ни в одном пункте закона и постановления нормы, предписывающей обязательное участие в конкурсе минимум трёх офертантов.Я буду жаловаться!С жалобой на неверную, с моей точки зрения, трактовку постановления и закона я решил обратиться сначала к председателю Парламентской комиссии по вопросам культуры, образования, науки, молодёжи, спорта и средств массовой информации Кириллу Лучинскому. В электронном письме я изложил свою точку зрения на прошедший конкурс, прикрепил к нему документы по тендеру и выдержки из постановления, на которые ссылалась начальник отдела примарии по госзакупкам, и свои возражения. Председатель комиссии сообщил, что перенаправил моё обращение юристам и выслал мне их ответ. Из него следовало, что условие о минимальном количестве участников конкурса — не менее трёх — присутствует в законе о государственной закупке работ (я просмотрел и этот закон и узнал, что он относится в основном к строительным и сопутствующим строительству работам), но в законодательстве, регламентирующем закупку товаров и услуг, ничего подобного не прописано, и в нашем случае, скорее всего, имеет место злоупотребление со стороны членов комиссии. После получения этого ответа я по совету одного из наших рекламодателей написал ходатайство об утверждении результатов первого конкурса и отправил его заказным письмом, по факсу и по электронной почте в Национальное агентство по государственным закупкам.Шеф, всё пропало!Тем временем в «Бюллетене государственных закупок» появилось объявление нашей примарии о проведении 5 февраля повторного конкурса по закупке услуг по изданию официального вестника примарии. Мы снова подготовили необходимые документы, ещё ниже опустили цену за квадратный сантиметр и пришли на конкурс. Перед его началом я попросил слова и сообщил комиссии, что отправил утром письмо в Агентство, и попросил отменить или отложить это заседание. Председатель комиссии, теперь это был уже вице-примар Александр Усатый, отклонил мою просьбу. И вот опять началась процедура вскрытия конвертов, финал которой был неизвестен, наверное, только представителям «СП». В этот раз начали с нашего конверта, председательствующий озвучил предложенную нами цену: 0,86 лея без НДС и 1,03 с НДС за один квадратный сантиметр. Настала очередь вскрыть конверт «Газеты.md»… Повествование ведёт жертва и «соучастник» конкурса ценовых оферт Слава Перунов Следует Продолжение...