В прошлом номере своего газетного блога, названного мной «Славиной Писаниной», я предложил создать инициативную группу по созданию и установке в Бельцах памятника городской знаменитости прошлого века — блаженному Алексе.
Эта идея возникла у меня после прочтения глав из романа нашего бывшего земляка Стефана Садовникова «Опрокинутые в небо глаза» и исходя из убеждения, что у нас нет самобытных достопримечательностей, не только рассказывающих об истории города, но и привлекающих к нам туристов. В качестве противоположного примера я рассказал (и показал!) о забавных памятниках, встреченных во время поездки по Испании и Европе в этом году.
Этот экскурс я продолжаю и в этом номере, чтобы попытаться убедить бельчан в том, что именно такие памятники и скульптуры могут стать настоящим и оригинальным украшением города, а не скучные чиновничьи — установленные официальным государственным символам или утверждённые чиновниками же — классикам литературы и искусства.
Кроме этого публикую присланный по моей просьбе комментарий С. Садовникова и отзыв нашей читательницы Ларисы с сайта eSP.md, пришедший на румынском языке и переведённый мной на русский.
Очень надеюсь и на другие отклики и комментарии — как положительные, так и отрицательные.
Мы ехали-ехали и всех объехали!
В центре Оренсе (Испания) установлен памятник победителям авторалли и их автомобилю. Памятник изготовлен из металла и в натуральную величину. Рядом с памятником, естественно, размещена пояснительная табличка с информацией о героях композиции. У нас это могли бы быть скульптуры бельчан — призёров Олимпиад, чемпионатов мира и Европы — по боксу, тяжёлой атлетике, кикбоксингу… А со стороны за ними бы наблюдал легендарный тренер-энтузиаст Борис Петухов.
«Бабушка-каштанка» и «бабушка-оливка»
В этом же городе, насчитывающем, как и Бельцы, чуть больше ста тысяч жителей, благодарные жители установили скульптуры бабушкам, продающим в городе жареные каштаны и оливковое масло.
Образы, скорее всего, собирательные, но знакомые каждому жителю этого и других городов Испании с детства.
А в нашем городе вместо этих бабулек могли бы стоять скульптуры бабушек, продающих, например, семечки, варёную кукурузу или … еженедельник «СП».
Сети Притащили
«Поддерживаю инициативу г-на Перунова. Город утратил свой индивидуальный внешний вид, а точнее, своё ''лицо'', стал городом, похожим на все остальные. Я помню другие Бельцы — с тенистыми деревьями, с домами, двери, которых выходили на улицу, и с домохозяйками, сидящими на стульях у своих домов и беседующих с соседками и прохожими.
Помню я и Алексу, которого мне всегда было очень жалко. Мне тогда было около девяти лет. Бельцы потеряли свою индивидуальность. Где театр — ни много ни мало ''Ла Скала'', банк с двумя львами, улочки, похожие на кишинёвские и одесские, аптека с деревянной витриной и пиявками в банках и многое, многое другое?
Larisa»
Следы Публикаций
Памятник БЛАЖЕННОМУ АЛЕКСЕ — это памятник человеческой душе
«Откликаясь на статью Вячеслава Перунова, поддержавшего мою давнюю идею об установке одного необычного и нестандартного памятника, вспоминаю, что в те далёкие годы, когда я ещё жил в нашем городе, не раз задавался вопросом: ''Почему в Бельцах было всего лишь несколько памятников и мемориальных досок?''.
Кстати, одну мемориальную доску ''Здесь размещался штаб маршала Малиновского...'' во времена великого уничтожения центра нашего города снесли вместе с домом и навсегда похоронили. А ведь шли жесточайшие бои за освобождение не только нашего края, но и города! Я понимаю, когда убирается памятник А. М. Горькому — ну не был он у нас и никогда здесь не жил. Понятны сносы памятников ''гениям'' прошедшей диктатуры. И что в городе осталось? Один танк, бюст А. Руссо да недавно поставленный, вымороченный по стилю, претенциозно-слащавый памятник, якобы олицетворяющий образ (аки святой великомученик!) Великого и могущественного молдавского воеводы. Гляжу я на этот памятник — ну никак не складывается он с образом того самого нашего Великого Господаря, которого не только уважали за Веру, разум и силу Духа, но ещё и панически боялись многие, в том числе и враги княжества!
Я прекрасно понимаю, что в нашем городе с его 600-летней историей, возможно, ещё не вырос гений мирового масштаба или на весь мир знаменитый и прославленный человек, чтобы ему был поставлен памятник или на худой конец отлита доска памяти. Недавно, совершенно не понятно зачем, вероятно, в подражание Кишинёву, на площадь выставили бюсты людей неоспоримо достойных, и снова не наших сограждан. Спрашивается: нужны ли такие памятники нам в городе да ещё и на площади? Возможно, они нужны, но зачем же выносить их на площадь, устраивать смехотворный пятачок, да ещё с дурацкой аляповатой чужеродной аркой с претензией на антику, никак не привязанной к городской среде, ослепляющей глаза своей белизной, когда для этого есть два парка, где аллеи для этих бюстов писателей — в самый раз. Да и сама арка — это парковая архитектура малых форм. И в таком случае следовало бы полностью скопировать по кишинёвскому образцу и организовать писательскую аллею в парке рядом с пединститутом, что было бы весьма логично.
Но вот я снова задаю вопрос: ''Коли подобное происходит, то, возможно, мы просто не уважаем себя, собственных сограждан, а также плохо знаем или вообще не знаем своих знаменитостей, а также историю любимого города?'' Думаю, что если хорошенько покопаться, то всё же можно найти бывших наших сограждан, которые достойны быть отмеченными изобразительными монументальными акцентами на городском пространстве. Взять хотя бы, например, знаменитого и великолепного, могу сказать — непревзойденного скульптора Л. Дубиновского! Ну а пока дойдёт очередь до попытки увековечения исторических личностей — уроженцев нашего города, пока пройдут дебаты и референдумы, я предлагаю установить необычный и нестандартный памятник нашему земляку — БЛАЖЕННОМУ АЛЕКСЕ. Вы удивляетесь? А когда собакам и кошкам ставят памятники в городах Европы, то это вас не удивляет? Или даже литературным персонажам! А тут речь идёт о необыкновенной и трагической личности.
Алексу, как показало время и как это ни странно, знал не только весь город, но и окружающие деревни и сёла, расположенные в 30–50 километрах вокруг него. Ну вот скажите: ещё человек из нашего города был и остается столь знаменитым ещё с 20-х годов прошлого столетия? И то, что даже сегодня его помнят, говорит о том, что он оставил глубочайший след в памяти горожан, в памяти истории города.
Будучи безмерно терпеливым, добрым и отзывчивым к людям, будучи обделённым здоровьем, испытывая жесточайшую нищету и абсолютное безразличие к нему городских властей и в целом — к его ужасающему существованию, он был той самой лакмусовой бумажкой, на которой проявлялись все самые глубоко спрятанные, не самые лучшие качества каждого из нас.
В романе ''Опрокинутые в небо глаза'' его образ я описал достаточно полно и правдоподобно. И не столь важны мои незначительные неточности в описании образа Алексы. И не это суть важно! Важно то, что Блаженным Алексой, как тончайшим и точнейшим психологическим инструментом, всегда можно смело тестировать и ставить диагноз каждому из нас на предмет толерантности, диагноз на предмет той самой истинной любви к человеку, о которой говорил Иисус. А вот помним ли мы его слова и следуем ли его заветам — вопрос на сегодняшний день едва ли не самый главный, дорогие мои земляки!
Cтэф САДОВНИКОВ»
P. S. Подозреваю, что найдётся много бельчан, которые захотят мне возразить, что Европа, нам, дескать, не указ. Дабы ответить на это возражение, в следующем номере я опубликую примеры, иллюстрирующие мою правоту, — из городов России и ближнего зарубежья. Поэтому Следует Продолжение.
Слава ПЕРУНОВ, борец за бельцкую самобытность
«СП» просит бельчан, имеющих фотографии Алексы, обратиться в редакцию еженедельника: ул. 31 Августа, 20б (9-й этаж), тел. 2-81-40, e-mail: mihalevski@esp.md.
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)