Когда эмоции заглушают логику: учёные выяснили, как формируется фанатизм
- Семиднeвная Панорама
Чилийские нейробиологи объяснили природу фанатской агрессии. Сканирование мозга показало, что во время спортивного противостояния мозг болельщика реагирует на происходящее как на социальную угрозу, что помогает объяснить вспышки агрессии, которые возникают у части фанатов, пишет Наука.
Ученые выяснили, что при просмотре игр любимой команды у футбольных болельщиков активируются специфические нейронные сети, связанные с эмоциональными реакциями. Эти механизмы могут лежать в основе самых разных форм фанатизма и начинают формироваться еще в детстве.
Футбол исследователи называют удобной моделью социальной идентичности: болельщики испытывают широкий спектр чувств — от эйфории до ярости. Чтобы понять, как приверженность команде влияет на работу мозга, ученые из Чили с помощью фМРТ обследовали 60 мужчин, поддерживающих две исторически враждующие команды. Участники также заполнили «шкалу футбольного фанатизма», где оценивались чувство принадлежности к группе и склонность к агрессии.
Во время сканирования добровольцам показывали видеозаписи 63 голов — забитых их любимой командой, соперниками и нейтральными клубами. Сравнение реакций показало заметную разницу между «значимой победой» (гол команды участника в ворота основного соперника) и «значимым поражением».
Как фанатизм проявляется в мозге
Когда команда участника забивала, усиливалась активность системы вознаграждения, особенно у наиболее преданных болельщиков. В моменты поражения исследователи, напротив, наблюдали снижение активности дорсальной передней поясной коры — области, связанной с самоконтролем. Это помогает понять, почему у части фанатов в условиях острого соперничества ослабевает саморегуляция, а на первый план выходят эмоциональные импульсы.
Сканирование также показало более высокую активность зон вознаграждения, когда команда участника забивала гол именно сопернику, а не нейтральному клубу. Такой эффект говорит о том, что соперничество усиливает внутригрупповые связи и укрепляет социальную идентичность. Наиболее выраженно он проявлялся у самых преданных фанатов, чьи системы саморегуляции на время «сдавали позиции», когда угрозу начинала ощущать их командная идентичность.
По словам руководителя исследования Франсиско Саморано, аналогичные паттерны мозговой активности возможны не только в спорте. Усиление системы вознаграждения и временное снижение контроля могут возникать и в условиях политических, религиозных или других групповых конфликтов.
Нейронные основы групповой идентичности формируются в ранние годы жизни. Ученые отмечают, что такие факторы, как стресс, качество родительской заботы и социальная среда, во многом определяют, насколько человек в дальнейшем окажется восприимчив к фанатичным убеждениям.
«Свои» против «чужих»
Авторы работы называют футбольное сообщество «этичной лабораторией» для изучения механизмов социальной поляризации. Полученные данные, по их мнению, могут помочь при разработке стратегий предотвращения группового насилия, совершенствования управления толпой и улучшения общественной коммуникации.
Саморано напоминает, что сильная идентификация с группой способна временно подавлять когнитивный контроль — похожие явления наблюдались, например, среди участников штурма Капитолия США в 2021 году.
Исследователи делают вывод: понимание того, как фанатизм «вписан» в работу мозга, становится важным шагом к профилактике эмоциональных всплесков, которые отражаются на общественном здоровье и устойчивости общества.
Татьяна Вахнован
Читайте также:
