В Молдове по-прежнему склонны обвинять жертв насилия
- Семиднeвная Панорама
В социальных сетях мы провели опрос на тему: виновата ли сама жертва домашнего насилия в случившемся. Во время видеопередачи «Общее дело» в студии «СП» мы решили обсудить результаты опроса и спросить представителя организации «Союз за справедливость и здоровье» Корина Попа и психолога Семейного кризисного центра SOTIS Корина Брябэн их мнение про результаты опроса и почему важно говорить о домашнем насилии.
В рамках обсуждения темы домашнего насилия мы провели опрос в социальных сетях, задав людям прямой вопрос: «Считаете ли вы, что жертва домашнего насилия сама виновата в случившемся?». Результаты оказались следующими: в Telegram: «да, виновата» — 10%, «иногда виновата» — 25%, «нет, жертва не виновата» — 65%. В Instagram «да» ответило 4%, «иногда» — 20%, «нет» — 76%.
Результаты решили обсудить с нашими гостями и узнать их мнение про результаты опроса.
Корина Брябэн сказала, что результаты опроса ее радуют, но, к сожалению, еще есть небольшой процент людей, которые считают жертву домашнего насилия виноватой:
— Эти цифры говорят о многом. С одной стороны, радует, что большинство опрошенных не обвиняют жертву. С другой — 10–30% респондентов всё ещё склонны возлагать ответственность на пострадавшего. Я не сторонница обвинений — ни мужчин, ни женщин. Проблема, как мне кажется, лежит глубже. В основе многих конфликтов — непонимание эмоциональной природы друг друга. Мужчины и женщины по-разному реагируют на стресс, повышенные тона, проявление чувств. Однако в обществе нас не учат, как с этим работать, как управлять эмоциями — ни в школе, ни в семье. И тогда происходит ответная агрессия. Это не оправдание, а попытка объяснить, откуда берётся вспышка насилия. Многие мужчины и женщины не понимают себя и друг друга, потому что их этому никогда не учили. В результате — ссоры, замалчивание, а в самых тяжёлых случаях — насилие.
Обвинение жертвы — это не только несправедливо, но и опасно. Оно отталкивает людей от помощи, усиливает чувство вины, а иногда и задерживает уход из опасных отношений. Вместо обвинений общество должно сосредоточиться на образовании, эмпатии и профилактике. Знание о различиях в эмоциональных реакциях, базовых потребностях, коммуникации в семье — это то, что может предотвратить многие трагедии, — поделилась Корина Брябэн.
Корина Попа рассказала, что жертва не виновата и почему так важно об этом говорить:
— Меня, безусловно, радует тот факт, что большинство участников опроса — как в Telegram, так и в Instagram — отметили, что жертвы насилия не виноваты в том, что с ними произошло. Я полностью с этим согласна. Во всех наших семинарах, тренингах и групповых занятиях мы всегда акцентируем внимание на этом важнейшем принципе: Жертва никогда не несёт ответственности за насилие. Ответственность лежит исключительно на агрессоре.
Однако результаты опроса показали, что некоторая часть респондентов всё ещё считает, что жертва может быть виновата — пусть и небольшой процент, но он есть. Это сигнал о том, что в обществе по-прежнему недостаточно понимания этой темы, а значит, наша работа ещё не завершена.
Просвещение играет ключевую роль в снижении уровня виктимблейминга* — склонности обвинять жертву. Чем больше людей будут понимать суть насилия, его механизмы и последствия, тем меньше будет тех, кто оправдывает агрессора и тем более — винит пострадавшего, — рассказала Корина Попа.
Если вы столкнулись с домашним насилием или знаете тех, кто нуждается в поддержке, не оставайтесь в одиночестве — специалисты из организаций SOTIS (0231 9-25-41, 0231 3-34-75) и «Союз за справедливость и здоровье» (проспект Победы, 7а, 0231 3-93-32) готовы помочь.
Полный эфир видеопередачи «Общее дело» с представителем организации «Союз за справедливость и здоровье» Корина Попа и психологом Семейного кризисного центра SOTIS Корина Брябэн можно посмотреть здесь: О жертвах домашнего насилия: кто они и как им помочь — откровенный разговор.
* Виктимблейминг (от англ. victim blaming — обвинение жертвы) — это социальное явление, при котором ответственность за насилие или преступление частично или полностью перекладывают на саму жертву. Вместо того чтобы осудить действия агрессора, внимание смещается на поведение, внешний вид или обстоятельства жизни пострадавшего.
Виктимблейминг часто проявляется в комментариях вроде «сама виновата», «зачем туда пошла», «провоцировала». Такое отношение усиливает психологическую травму, мешает жертве обращаться за помощью и может даже препятствовать справедливому расследованию.
Ксения Матлашова
Читайте также: