Польша добилась остановки аукциона артефактов жертв нацизма в Германии
- Семиднeвная Панорама
Польские власти добились удаления с аукциона в Германии коллекции документов и вещей, принадлежавших жертвам нацистских преступлений. Аукционный дом Felzmann собирался выставить на продажу 623 предмета, связанных с жертвами Холокоста. Против аукциона выступили Международный комитет Освенцима и польские власти, сообщает RMF24.
Аукцион вызвал возмущение в Польше и за рубежом
Аукционный дом Felzmann в немецком городе Нойс планировал начать торги частной коллекцией, в которую входили документы и личные вещи жертв нацизма. Против продажи выступили Международный освенцимский комитет и представитель президента Польши Рафал Леськевич. Он заявил, что президент призывает требовать возврата реликвий, а в крайнем случае — выкупить их. Министр культуры Польши Марта Ценкоска также осудила действия организаторов.
Сикорский написал в X: «Мы согласились, что необходимо предотвратить такой скандал». Позже он сообщил, что, по данным посла Яна Томбиньского, «все артефакты уже исчезли с интернет-страницы скандального аукциона».
Вице-премьер добавил: «Память о жертвах Холокоста не является товаром и не может быть предметом коммерческого оборота. Польская дипломатия призывает вернуть артефакты в Государственный музей Аушвиц-Биркенау».
Что должны были продать
Каталог аукциона включал 623 предмета. Среди них:
- письмо узника Освенцима с «очень низким номером» — стартовая цена 500 евро;
- медицинское заключение из лагеря Дахау о принудительной стерилизации узника — 400 евро;
- карточка гестапо о казни еврейского узника в гетто Макхайм в 1942 году — 350 евро;
- антисемитский пропагандистский плакат;
- еврейская звезда из лагеря Бухенвальд.
Издание напоминает, что первая часть коллекции уже была продана 6 лет назад, а среди покупателей были коллекционеры из США.
Позиция аукционного дома и критика
На запрос FAZ аукционный дом заявил, что частные коллекционеры помогают «углублять исторические знания» и «сохранять память», а не торговать страданиями. Однако журналистка издания отмечает, что нет гарантии, что покупатели действительно заинтересованы в сохранении памяти — среди них могут быть и люди с крайне правыми взглядами.
По её мнению, полный запрет на такие сделки лишь вытеснит их в подполье или за границу. Единственным выходом она считает передачу подобных коллекций общественным институтам, которые смогут обеспечить достойное хранение памяти о жертвах.
Оксана Андрущак
Читайте также:
