Названы имена победителей Каннского кинофестиваля-2025
- Семиднeвная Панорама
В Каннах (Франция) завершился 78-международный кинофестиваль, который проходил с 13 по 24 мая. Председателем жюри была французская актриса Жюльет Бинош. Главный приз получил нелегально снятый в Иране фильм «Простая случайность». Не обошлось без инцидента — в день начала церемонии закрытия в Канне случился блэкаут, пишет РБК.
В Каннах произошло отключение электроэнергии утром 24 мая, за несколько часов до того, как на кинофестивале должно было пройти вручение «Золотой пальмовой ветви» 2025 года. Здание Palais des Festivals, где проходила церемония закрытия, переключили на резервное питание, однако кинопоказы были временно приостановлены.
Сбой в электроснабжении в Каннах произошёл из-за аварии на линии высокого напряжения, сообщила местная пресса со ссылкой на жандармерию. По предварительным данным, инцидент мог быть результатом диверсии. Ведомство уточнило, что одно из двух преднамеренных действий, приведших к отключению, — поджог высоковольтной подстанции в коммуне Таннерон (департамент Вар). Причины второго происшествия пока не раскрываются.
Несмотря на происшествие, традиционна красная дорожка состоялась и призы фестиваля были вручены. Всего в основном конкурсе Каннского фестиваля в 2025 году участвовали 22 картины.
Первыми объявили победителей в номинациях «дебют» и «короткий метр» — ими стали иракский фильм «Торт для президента» Хасана Хади и палестино-французский «Хорошо, что ты теперь мертв», Тоуфика Бархома. Первый — о том, как школьница в 1990-е печет Саддаму Хусейну торт на день рождения, второй — о двух братьях, которые сталкиваются со своим темным прошлым.
Специальный приз жюри на фестивале получил 2,5-часовой экспериментальный фильм «Воскрешение» китайского режиссёра Би Ганя — кинополотно, ориентированное на искушённую синефильскую аудиторию. Приз жюри был присуждён сразу двум работам: «Сирату» испанца Оливера Лаше и «Звуку падения» немецкой режиссёрки Маши Шилински. Лаше в своей картине рассказывает о том, как отец ищет пропавшую дочь на рейве в марокканской пустыне. Шилински исследует травмы поколений сквозь судьбы четырёх женщин в Германии XX века.
Приз за лучшую мужскую роль получил Вагнер Моура за исполнение главной роли в фильме «Тайный агент». Его герой — отец, вынужденный скрывать свою личность, чтобы избежать покушения во времена военной диктатуры в Бразилии. Режиссёр этой же картины Клебер Мендонса Фильо удостоен награды за лучшую режиссуру.
Лучшей актрисой признали дебютантку Надю Меллити за роль в ленте «Младшая сестра» — истории девочки из семьи алжирских эмигрантов, живущей в Париже.
Приз за лучший сценарий получили братья Жан-Пьер и Люк Дарденн за их драму «Молодые матери».
Гран-при фестиваля получила семейная драма норвежского режиссёра Йоакима Триера «Сентиментальная ценность». Фильм рассказывает о пожилом выдающемся кинематографисте, который пытается наладить отношения с дочерью-актрисой, пригласив её сняться в своей самой личной картине. Принимая награду, Триер назвал искусство — и особенно международное кино — «альтернативным языком единения».
Иранский режиссёр Джафар Панахи получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой 11-й фильм «Простая случайность», в котором он поднимает темы мести и сострадания. Фильм «Простая случайность» открывается сценой дорожного инцидента и гибели собаки, что становится отправной точкой для главного героя. Это случайное событие приводит его к встрече с бывшим палачом — человеком, который когда-то пытал его в тюрьме. Герой оказывается перед трудным моральным выбором: ответить местью за пережитые физические и душевные страдания или проявить милосердие.
Картину он снял нелегально на территории Ирана — без официального разрешения властей. Представить фильм в Каннах Панахи смог лично: в 2023 году он вышел из иранской тюрьмы и впервые за 22 года появился на фестивале, преодолев длительный запрет на выезд из страны. На родине фильмы Джафара Панахи не раз подвергались цензуре — их либо существенно сокращали, либо вовсе не выпускали.
Сам режиссёр дважды попадал в тюрьму. Впервые это произошло в 2010 году: его приговорили к шести годам заключения за поддержку антиправительственных протестов и обвинение в «пропаганде против системы». Спустя два месяца Панахи освободили условно под залог, при этом запретив ему выезд из страны и съёмки новых фильмов.
Во второй раз Джафар Панахи оказался за решёткой после того, как открыто выступил против ареста двух своих коллег — режиссёров, критиковавших власти Ирана.
Из тюрьмы он вышел в 2023 году, проведя там семь месяцев из назначенного ему шестилетнего срока. Несмотря на освобождение, ранее наложенный судебный запрет на его работу в иранской киноиндустрии остался в силе, свой фильм он снимал тайно. «Кино — это зеркало общества. Указывать нам, что делать, а чего не делать, мы не позволим. И давайте постараемся не терять надежды», — сказал режиссер, получая приз.
Несмотря на серьёзный риск уголовного преследования по возвращении в Иран, Джафар Панахи заявил, что после завершения фестиваля намерен вернуться в Тегеран.
Сергей Сташевский
Читайте также: