Семья с тремя детьми в Рышканском районе может потерять дом: покупку не внесли в кадастр
- Семидневная Панорама
Семья с тремя детьми из села Старые Михайлены Рышканского района может остаться без дома посреди зимы из-за того, что купленный четыре года назад дом за это время не зарегистрировали в кадастре. Формально недвижимость до сих пор числится за прежней владелицей, у которой есть крупный банковский долг, и именно этот дом может пойти в счёт погашения кредита, пишет Ziarul de Gardă.
Речь идёт о семье Марии Бану, 27-летней матери троих детей. В 2021 году семья купила дом в селе Старые Михайлены. Сделку оформили у нотариуса, всю сумму продавцу выплатили полностью. Однако договор купли-продажи не зарегистрировали в кадастровом офисе. В результате дом остался в официальной собственности продавца — Виорики Албот.
Теперь, когда у Албот образовалась задолженность перед коммерческим банком, дом, в котором живёт семья Бану, может стать обеспечением по кредиту.
«Осталось три дня, и нам придётся покинуть дом, который мы купили в 2021 году. У нас есть договор купли-продажи, мы заплатили всю сумму. Но продавец, узнав, что мы по незнанию не зарегистрировали дом в кадастре, заложила этот дом для получения кредита. Вместо того чтобы вернуть деньги, взятые на покупку машины, она решила отдать банку дом, который мы у неё купили», — рассказала мать троих детей, Мария Бану.
По её словам, несколько лет назад семья уже осталась без жилья после пожара. Тогда проблему удалось решить при поддержке примарии и местного совета.
Нотариус Георге Русу, который удостоверял договор купли-продажи, заявил, что на момент сделки дом не находился в залоге и с документами всё было в порядке. «Все документы были в порядке. Проблема возникла потому, что семья Бану не зарегистрировала сделку в кадастровом офисе, как это прямо указано в статье 4 договора купли-продажи», — пояснил он.
Мария Бану объясняет, что не довела процедуру до конца из-за неграмотности. «Я не умею читать, я не училась в школе. Я сказала нотариусу, что не умею читать, он сказал срисовать подпись с удостоверения личности и начал смеяться, что я неграмотная. Никто мне не объяснил, что после нотариуса нужно идти в кадастр», — говорит женщина.
Сельский социальный ассистент Кристина Макаренко подтвердила, что дом для семьи Бану приобрели при участии примарии и местного совета. «Это социально уязвимая семья, они остались без дома после пожара. Сейчас у них проблемы из-за документов на жильё, купленное при помощи примарии. Не понимаю, как такое вообще могло произойти», — говорит она. По словам сотрудницы примарии, Мария Бану не имеет образования и не умеет читать и писать. «Вероятно, нотариус должен был объяснить, что после оформления договора покупатель обязан подать документы в кадастровый офис для регистрации», — отметила она.
Виорика Албот, которая продала дом семье Бану, заявила, что жильё, в котором она сейчас живёт, находится в судебном процессе. «Они не зарегистрировали дом в кадастре, потому что у них не было денег. Я заплатила 200 леев за доверенность. Теперь дом снова мой, потому что он не был зарегистрирован», — сказала Албот. На вопрос, может ли она погасить долг, чтобы семья с тремя детьми не оказалась на улице, она ответила: «Я ежемесячно плачу банку. Никто их из дома не выгонит. Я не знаю, кто им сказал, что их выселят. Если бы кто-то хотел их выселить, я бы знала», — заявила продавец.
Сделку оформили через доверенность, выданную тем же нотариусом. Виорика Албот уполномочила Марию Бану продать дом от её имени, из-за чего Мария в договоре выступила одновременно и продавцом, и покупателем.
Судебный исполнитель Вера Мигик, которая ведёт дело о взыскании долга с Виорики Албот, сообщила, что её задолженность составляет около 200 000 леев. «Она платит сколько может, в рамках закона. Если кредиторы не согласятся с малыми суммами, которые она перечисляет из зарплаты, мы можем начать принудительное исполнение. Если Албот хочет избежать осложнений, ей нужно полностью погасить долг, после чего мы снимем все ограничения», — пояснила судоисполнитель.
В то же время молдавское законодательство обязывает нотариуса разъяснять сторонам содержание договора и его юридические последствия, а также удостоверяться, что стороны понимают, что подписывают. В случаях, когда одна из сторон не умеет читать или писать, нотариус должен вслух зачитать документ и убедиться, что человек осознал его смысл и последствия. В противном случае в дальнейшем возможны судебные споры, а нотариус может понести ответственность за невыполнение обязанности по информированию.
Наталья Ротарь
Читайте также:
