- Скажите Пожалуйста
В «СП» обратилась читательница, которую интересует вопрос, почему в Бельцком Государственном университете очень мало групп с русским языком обучения. На вопрос ответила ректор БГУ им. Алеку Руссо Наталья Гашицой во время прямого эфира в студии «СП».
Почему в БГУ нет русскоязычных групп по 95% специальностей? Раньше говорили, что якобы нет набора. Но даже в информации для абитуриентов прямо указано, что обучение ведётся только на румынском языке. Русскоязычные абитуриенты даже не станут подавать документы. А ведь в Бельцах русскоязычным практически негде учиться — приходится ехать в Кишинёв, где почти во всех вузах есть группы с обучением на русском. И эта информация указана официально. Получается, не нужно надеяться, что «разрешат» отвечать или сдавать экзамены на русском. Это разве не дискриминация по языковому признаку? В Бельцах есть русскоязычные школы, есть группы с обучением на русском языке в колледжах и ПТУ. Но в единственном университете города — нет. Если на протяжении более 10 лет официально не открываются русскоязычные группы, то, разумеется, и желающих поступать всё меньше.
Елена
Наталья Гацишой отметила, что в университете есть русскоязычные группы на отдельных специальностях, но открытие групп с русским языком обучения требует большего количества студента. При этом она заметила, что в университете обучается большое количество выпускников русскоязычных школ.
— На самом деле сильно ничего не изменилось. В БГУ по-прежнему есть русскоязычные группы по специальности «дошкольное образование и начальные классы» или «начальные классы и английский язык». Также есть специальность «русский язык и литература». Есть и группы по специальности «право», хотя они не такие большие, – поясняет наша собеседница.
— Конечно, открыть полноценные русскоязычные группы намного сложнее. Но у нас достаточно много студентов, для которых русский — родной язык. Я сама по специальности математик, преподаю на направлении «математика и информатика», и могу с уверенностью сказать: даже на первом курсе большинство студентов — выпускники русских школ. И я ими горжусь! Они — настоящие молодцы: стараются выучить и румынский язык, и профильные дисциплины. Такая ситуация наблюдается на многих специальностях.
Мы понимаем, что русскоязычным студентам непросто — особенно из-за терминологии. Поэтому стараемся поддерживать: объясняем и на румынском, и на русском. Но при этом, к сожалению, открывать отдельную русскую группу — финансово невозможно. Когда в группу набирается 5–6 человек, понятно, что к следующему курсу останется трое, а то и меньше.
Наталья Гацишой также отметила, что возможность открытия русскоязычных групп в Бельцком госуниверситете остаётся — даже если изначально они не были предусмотрены. Всё зависит от количества заявок от абитуриентов.
— В этом году мы провели масштабную кампанию по продвижению нашего университета. Если нам удастся набрать две группы на специальность «математика», одна из них будет с обучением на русском, вторая — на румынском. То же касается и психологии, которая сегодня очень востребована. Если мы увидим, что подано достаточно заявлений от русскоязычных абитуриентов, мы можем сформировать отдельную группу. Даже если в описании специальности изначально не указано обучение на русском. Всё зависит от набора, — пояснила ректор.
По её словам, в Кишинёве открыть русскоязычные группы проще: туда поступают студенты со всей страны — с севера, юга, из центра. А в Бельцах география поступающих ограничена — в основном это близлежащие районы, и такого потока, как в столице, нет.
В то же время ректор БГУ Наталья Гацишой подчеркнула важность хорошего владения румынским языком, особенно для студентов юридических специальностей.
— У нас есть такой опыт: студенты-юристы обязательно проходят практику в прокуратуре и других госучреждениях, где вся документация ведётся на румынском. Русскоязычные студенты потом говорили, что им было непросто — не хватало знаний именно профессиональной терминологии, даже если в повседневной жизни они свободно общаются на румынском. Но и в этом есть плюс — это возможность учиться и расти, искать мотивацию и не бояться трудностей, — уверена Наталья Гацишой.
Также она не согласилась с утверждением, что ограниченное количество групп с обучением на русском языке является проявлением дискриминации.
— Да, конечно, всем нам хотелось бы, чтобы дети учились на языке, который им ближе. Но я не считаю это дискриминацией. Если бы у нас была возможность, мы бы с удовольствием открыли русскоязычные группы. К сожалению, это прежде всего демографическая проблема. Население сокращается, выпускников становится всё меньше, и наши возможности, соответственно, тоже изменились, — объяснила ректор БГУ.
Нелли Ланская
Читайте также: