- Сообщаем Подробности
Станция очистки бытовых сточных вод в городе Дрокия, строительство которой обошлось более чем в 13 миллионов леев, за 8 лет с момента ввода в эксплуатацию проработала всего несколько месяцев. Станцию построили на деньги, предоставленные Европейским союзом в виде гранта, а также из публичных средств — Национального экологического фонда и местного бюджета. О том, как город оказался в такой ситуации, рассказывает расследование издания «Cu Sens».
Объект на консервации
В августе 2025 года четыре эксперта из Румынии по приглашению муниципального предприятия Apă-Canal Drochia приехали, чтобы провести техническую экспертизу новой станции. Её восемь лет назад построил Районный совет Дрокии, в основном на средства Европейского союза и Национального экологического фонда, а в мае 2018 года передал в управление муниципальному предприятию.
Проблемы начались ещё на этапе запуска. В декабре 2016 года завершили строительные работы, станцию включили для тестирования, и в течение примерно года она несколько раз выходила из строя. В сентябре 2017 года объект формально ввели в эксплуатацию, но в итоге станцию остановили, и с тех пор она не проработала ни дня.
Во время визита румынские эксперты больше часа пытались понять, с чем имеют дело. Однако станцию не удалось заранее запустить из-за отключения электроэнергии во всём городе, поэтому продолжить экспертизу было невозможно.
Инициатором технического аудита стал Владислав Руссу, который с декабря 2023 года возглавляет Apă-Canal Drochia и хотел разобраться, в чём проблема новой станции, тем более что старая, ещё советская, тоже нуждается в инвестициях.
Владислав Руссу, исполняющий обязанности менеджера МП Apă-Canal Drochia, вспоминает, что по результатам замеров станция «потребляла очень много электроэнергии, но выход очищенных вод был очень маленьким». Он пояснил, что объект рассчитан на 400 кубов в сутки, но реально давал «где-то 60–80 кубов за 24 часа». Руссу рассказал, что после этого обратился к примару с предложением готовить новый проект — возможно, новой станции очистки. В ответ он услышал, что у города уже есть новая станция и что власти не могут подать новую заявку, пока не понимают, что происходит с существующим объектом. Поэтому в Apă-Canal Drochia решили заказать техническую экспертизу.
Строительство станции очистки обошлось более чем в 13 миллионов леев. Около 7 миллионов леев — грант Европейского союза, 5,2 миллиона леев — средства Национального экологического фонда и чуть более 1 миллиона леев — вклад Районного совета Дрокии.
Проект реализовал Районный совет Дрокии. Менеджером проекта назначили Руслана Бабина, который тогда был главным специалистом в Управлении экономики, реформ и привлечения инвестиций. Позже его повысили до начальника Службы инвестиционной политики при том же Совете.
Руслан Бабин, менеджер проекта (2013–2016 годы), говорит, что этот проект задумывался как «толчок для привлечения других инвестиций или для обновления того, что уже существует». По его словам, это был прежде всего опыт — «опыт реализации, опыт привлечения грантов, финансирования и так далее». По его словам, «несколько обстоятельств привели к тому, что он не стал успешным»: «Сначала он заморожен, потом безразличие, потом неизвестно, кому передавать, потом неизвестно, кому платить за электроэнергию для работы». Бабин отметил, что Совет должен был передать объект, но другие структуры не хотели его принимать, и в итоге, по его выражению, «мы, в каком-то смысле, силой реализовали проект, который примария не хотела».
Контракт с нюансами
В 2015 году Районный совет Дрокии провёл публичный тендер и выбрал компанию Laiola ООО из Кишинёва для строительства станции. Это решение приняли, хотя двое из девяти членов рабочей группы по присуждению контракта выступили против. Они возражали, потому что фирма «предложила значительно более высокую цену» по сравнению с другими двумя участниками тендера, которых дисквалифицировали. Ещё один аргумент против состоял в том, что «Laiola находилась в судебном споре с Районным советом Дрокии после выполнения ремонтных работ в спортивной школе».
Договор на выполнение работ подписали 18 июня 2015 года. Фирма обязалась построить станцию за 4,5 месяца. Однако этот срок не выдержали: компания получила разрешение на строительство от местных властей только через год. В результате в декабре 2016 года, то есть спустя год и шесть месяцев, Laiola завершила монтаж станции и запустила её для тестирования. Уже через месяц появились первые неисправности из-за морозов, и фирма взяла на себя ремонтные работы. Окончательный акт приёмки подписали только в сентябре 2017 года. Несмотря на это, станция так ни разу и не начала работать в нормальном режиме.
Laiola SRL принадлежит в равных долях предпринимателю из Дрокии Геннадию Визитиу и Иону Команаку, почётному консулу Республики Колумбия в Республике Молдова. Бюро консула находится в том же здании, где зарегистрирован и юридический адрес компании.
Геннадий Визитиу, совладелец Laiola ООО, рассказал, что фирма «сделала всю работу» и станцию «сдали в эксплуатацию». Он добавил, что объект принимала комиссия «и со стороны европейских доноров, и со стороны Инспекции по строительству, примарии и всех». По его словам, станцию протестировали, она «немного поработала», а затем компанию попросили её законсервировать, потому что заказчики не захотели эксплуатировать объект. После этого, отметил Визитиу, фирма ушла и на этом всё закончилось.
Примар: «Чёрное пятно на имидже города»
В мае 2018 года Районный совет передал станцию Городскому совету Дрокии, который позже отдал её в управление муниципальному предприятию Apă-Canal Drochia. В период строительства примаром Дрокии была Нина Черетеу, которая занимает этот пост и сейчас, уже в третий раз.
Нина Черетеу, примар города Дрокия, заявила: «По крайней мере, я считаю это нецелесообразным вложением для города. Идея заключалась в том, чтобы построить в стране современную, образцовую очистную станцию. Затем нужно было отремонтировать и оснастить старую, уже существующую, которая имела большую мощность и потенциал для расширения, чтобы обеспечить не только город, но и возможность подключения соседних сёл».
На вопрос, почему новую станцию фактически оставили без внимания, Черетеу ответила, что власти сосредоточились на том, чтобы «обеспечить жителей доступом к канализации, то есть к услугам, расширять сети». Она добавила, что на тот момент в примарии считали: станция «может немного подождать», и не видели смысла искать инвестиции, пока люди ещё не имели базового доступа к этим услугам.
«Я осознаю, что эта инвестиция, этот проект — как чёрное пятно на имидже города. Хотя это были не мы, кто подавал заявку, но именно мы продолжаем им управлять», — сказала Нина Черетеу.
Сегодня сточные воды Дрокии по-прежнему очищают на старой станции, которая находится недалеко от новой. После очистки их сбрасывают в ручей Грайд.
На вопрос журналиста о том, что изменили бы на старой станции в случае модернизации, заместитель менеджера Apă-Canal Drochia Анатолий Лях ответил, что «в первую очередь всё-таки нужно заменить биофильтр». Он пояснил, что существуют новые технологии и новые стандарты, которым нужно соответствовать, поэтому биофильтр остаётся ключевым элементом. Лях также считает, что один из вариантов — объединить две станции, чтобы «получить что-то адекватное».
Оксана Андрущак
Читайте также:
