ЕС намерен полностью отказаться от российского газа к 2027 году: разработана стратегия
- Семиднeвная Панорама
Евросоюз готовится полностью прекратить закупки российских энергоносителей к 2027 году. Это касается как прибрежных стран, так и государств, не имеющих выхода к морю. В первую очередь речь идёт о сжиженном природном газе (СПГ), который продолжает поступать на европейский рынок несмотря на продолжающуюся войну в Украине. Еврокомиссия 7 мая представила стратегию постепенного отказа, пишет Еuronews.
Первым шагом станет запрет на заключение новых контрактов. Краткосрочные соглашения должны быть прекращены до конца 2025 года. На втором этапе прекратят действие долгосрочные контракты, которые обеспечивают две трети поставок российского газа — их планируют расторгнуть к концу 2027 года. Кроме того, будут введены ограничения на «теневой флот», использующийся для обхода санкций при экспорте российской нефти, и прекращён импорт урана и других ядерных материалов из России.
Каждой стране-члену ЕС будет предложено разработать собственный план по выводу российского газа, нефти и ядерного топлива из национального энергетического баланса.
Стратегия подлежит дальнейшему утверждению в виде законопроекта, однако Брюссель уже дал понять, что не собирается рассматривать возможность возобновления закупок российских ресурсов даже в случае мирного соглашения между Россией и Украиной.
«Даже если бы завтра наступил мир, для нас было бы неразумно снова зависеть от российского топлива. Прежде всего, Путин показал, что он не против использовать газ в качестве оружия. Мы не должны снова ставить себя в такое уязвимое положение. А во-вторых, мы не хотим пополнять его военный сундук и поддерживать его военную экономику, потому что кто знает, какие страны будут следующими», — заявил Еврокомиссар по энергетике Дан Йоргенсен.
В Словакии раскритиковали план Еврокомиссии
В Словакии резко отреагировали на планы Еврокомиссии, заявив, что не согласны с предложением, так как оно «негативно повлияет на цены на энергию для домохозяйств». Вопрос о потреблении российских энергоносителей оказался в центре политических дебатов с самого начала полномасштабного вторжения. В ответ Брюссель принял беспрецедентные меры по прекращению импорта российского угля и нефти, доставляемой морским путём, однако газ, являющийся крупным источником доходов Кремля, остался незамеченным.
В прошлом году блок закупил 31,62 млрд кубометров российского трубопроводного газа и 20,05 млрд кубометров российского СПГ, что составляет 19% от общего объёма потребления газа. Тем временем российская нефть по-прежнему поступала по трубопроводу «Дружба», который был выведен из-под санкций благодаря давлению Венгрии.
В общей сложности в 2024 году ЕС потратил на российское ископаемое топливо примерно 23 млрд евро, что превышает сумму военной поддержки, оказанной Украине. Этот дисбаланс уже давно является источником разногласий между странами-членами, которые, несмотря на постоянные уговоры Киева, так и не смогли прийти к консенсусу о полном отказе от российской энергии.
В начале этого года 10 стран ЕС — Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Швеция — подписали совместное письмо с требованием полного запрета на закупки российского газа, включая импорт СПГ. «Способность России поддерживать свои военные действия тесно связана с её доходами от продажи энергоносителей», — написали они.
Венгрия и Словакия, напротив, выступили против санкций, заявив, что это поставит под угрозу их национальные экономики и конкурентоспособность ЕС.
Эти две страны, не имеющие выхода к морю, яростно отреагировали на решение президента Украины Владимира Зеленского расторгнуть контракт с «Газпромом» и прекратить транзит российского газа через территорию своей страны в конце 2024 года. «Мы не позволим им зарабатывать дополнительные миллиарды на нашей крови», — заявил Зеленский в декабре.
Будапешт и Братислава попросили Брюссель вмешаться, но Комиссия воздержалась от критики шага Зеленского, учитывая, что он способствовал ускорению процесса прекращения поставок.
В результате «Турецкий поток», проходящий из Краснодарского края в европейскую часть Турции и дальше на Балканы и в Центральную Европу, остался единственным трубопроводом, по которому российский газ активно поступает в страны блока. Поставки по газопроводам «Северный поток» и «Ямал-Европа» прекратились в первый год войны.
«Запрет на закупки российских ресурсов будет приниматься квалифицированным большинством голосов. В отличие от санкций, где требуется единогласие, — подчеркнул Йоргенсен. — Мы ожидаем, что все страны, даже если они не согласны с решением, будут следовать закону».
«Газпром» и европейские компании судятся из-за нарушений контрактов и пропуска платежей
В то время как закупки российского трубопроводного газа упали до рекордно низкого уровня, суда с российским СПГ продолжают беспрепятственно доставлять его на терминалы стран блока в ещё больших объёмах, что создаёт политическую головную боль для Брюсселя.
По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), импорт российского СПГ в ЕС в 2024 году увеличился на 9% по сравнению с предыдущим годом. Почти 90% этих закупок приходится на Францию (7,7 млрд куб. м), Испанию (5,7 млрд куб. м) и Бельгию (5,1 млрд куб. м).
«Россия в значительной степени зависит от рынка ЕС в плане экспорта газа, обеспечивающего 52% доходов от экспорта СПГ», — говорится в апрельском докладе CREA.
Отсутствие ограничений позволило европейским компаниям свободно подписывать контракты с российскими поставщиками, некоторые из которых рассчитаны до 2040 года.
Согласно плану Комиссии, запрета на покупку российского газа будет достаточно для того, чтобы предприятия могли объявить о форс-мажорных обстоятельствах, то есть событиях или обстоятельствах, выходящих из-под контроля подписавших контракт сторон, и освободить себя от юридических обязательств.
«Поэтому они не могут быть привлечены к ответственности. Это однозначная оценка наших юридических служб», — решил успокоить бизнес Йоргенсен.
Российские контракты обычно регулируются чётко определёнными условиями «бери или плати», что означает, что покупатели вынуждены либо принять оговорённые поставки, либо выплатить финансовую компенсацию за отказ от закупок. По данным Reuters, сумма судебных споров между фирмами ЕС и российскими поставщиками уже достигла 18,5 млрд евро.
Самым надёжным способом сослаться на форс-мажор и избежать судебных исков было бы утверждение санкций на уровне ЕС, говорит Элизабетта Корнаго, старший научный сотрудник Центра европейских реформ (CER), признавая, что позиции Венгрии и Словакии делают это практически невозможным.
«Новая дорожная карта, которую сегодня предлагает Комиссия, признаёт эту трудность, но пытается найти новые пути для технического обеспечения постепенного отказа от импорта российского ископаемого топлива, например, предоставление европейским компаниям возможности отказаться от контрактов», — сказала Корнаго.
«Это не лишено риска, поскольку для таких компаний могут последовать дорогостоящие арбитражные разбирательства, но это путь вперёд и способ дать понять, что ЕС наконец-то серьёзно настроен на поэтапный отказ от импорта российского ископаемого топлива».
Презентация во вторник проходила на фоне торговых переговоров между Брюсселем и Белым домом. Дональд Трамп выдвинул идею увеличить продажи американского СПГ, чтобы восполнить дефицит во внешней торговле с ЕС.
Татьяна Вахнован
Читайте также:
- Все больше молдаван поддерживают вступление в Евросоюз и хотят выйти из СНГ
- Бывший НИИ «Селекция» в Бельцах и другие научные центры получат финансирование от ЕС