- Собственной Персоной
Александр Таку — 20-летний гребец из Бельц, представляющий Молдову на международной арене. Александр начал заниматься греблей в 12 лет. В интервью он рассказал, как проходил путь от первой тренировки до участия в чемпионате мира, почему гребля требует не только физической, но и психологической подготовки, и что нужно, чтобы этот вид спорта развивался в Молдове.
«Вначале это было просто хобби»
— Я начал заниматься греблей, когда мне было 12 лет, в 5 классе. Тогда я учился в лицее им. Джордже Кошбука, а затем уже поступил Политехнический колледж. До этого увлекался шахматами и карате. В греблю я пришел благодаря маминой подруге, жене тренера, которая пригласила меня попробовать. Я пришёл на первую тренировку, и мне сразу понравилось.
Правда, шахматы и карате я вскоре бросил, но гребля осталась со мной. Вначале это было просто хобби. Но где-то в 15–16 лет я понял, что в этом спорте можно добиться серьёзных результатов и даже строить на этом свою жизнь. Я раскрылся как спортсмен довольно поздно — в 16 лет, когда многие мои соперники уже выступали на международных соревнованиях.

Александр на чемпионате Молдовы по гребле на байдарках и каноэ среди взрослых.
«Баланс оттачивается годами»
— Самое сложное для новичка — это удержание баланса. Если обычный человек сядет в каноэ или байдарку, он вряд ли сможет сразу справиться. Баланс оттачивается годами. Например, в каноэ, чтобы уверенно встать в узкую лодку, нужно около четырёх месяцев интенсивных тренировок. И даже после этого нет гарантии, что лодка будет идти ровно. В каноэ мы гребём с одной стороны, не меняя весло на протяжении всей дистанции. Каждый гребок требует отрулирования, чтобы удержать курс. Это очень сложный навык, который я сам осваивал с большим трудом. Теперь я делаю это автоматически, независимо от бокового ветра или других условий.
Гребля для меня — это прежде всего техника. Без неё никуда. Но дисциплина не менее важна. Если у спортсмена есть дисциплина, технику можно поставить. А вот если есть техника, но нет дисциплины, результатов не будет.

Спортсмен уточнил, что гребля для него — это прежде всего техника.
«Тренировочный процесс и восстановление»
— Мой тренировочный день сильно зависит от того, нахожусь я на сборах или дома. Когда я на сборах, мы встаём около 7:30–7:40, завтракаем, а в 9:00 начинается первая тренировка. Она включает разминку, основную часть и заминку. Мы работаем как на воде, так и на суше — на тренажёрах. Обед обычно в 12:30. Вторая тренировка начинается в 17:00. Она может быть на воде, в зале или включать в себя бег — всё зависит от задания тренера. На сборах я стараюсь хорошо высыпаться во время обеда и правильно питаться.
Когда я дома, во время учёбы, я вставал в 5 утра, чтобы в 6:00 уже быть на воде. После учёбы, около 14:50, я шёл в спортзал, если это зима, или на Гребной канал весной и осенью. Иногда утром я мог побегать или поплавать.
Физические нагрузки в гребле, конечно, серьёзные, но я уже привык. Если нагрузка даёт о себе знать, нам помогает массажист, который снимает мышечную усталость. Ещё пару раз в неделю мы ходим в сауну, чтобы восстановиться.
Гребля не занимает мою жизнь 24/7. Я стараюсь находить время для отдыха, особенно сейчас, когда нагрузки чуть меньше. Это помогает переключаться и сохранять баланс.

Александр отметил, что отдых помогает переключаться и сохранять баланс.
«Гребля дала мне многое»
— Раньше перед заплывами я всегда сильно волновался, независимо от уровня соревнований. Эмоции были, но со временем я научился их контролировать. Гребля дала мне многое: дисциплину, психологическую устойчивость, умение справляться с эмоциями. Это помогало мне и в жизни, например, на экзаменах: пока другие переживали, я просто делал то, что знал, благодаря навыкам, которые выработал спорт.
Я до сих пор помню, как в 17 лет я впервые занял призовое место в одиночке на чемпионате страны. Это было неожиданно.
В этом году я участвовал в чемпионате мира по гребле на олимпийской дистанции в Милане, Италия. Мы выступали в двойке на 500 метров, но не пробились в финал. Тем не менее это был огромный опыт, ведь конкуренция там невероятная.
Александр ( крайний слева) и другие бельцкие гребцы завоевали 8 медалей на клубном чемпионате Европы в Италии в 2023 году.
На чемпионате Молдовы в этом году я занял третье место. Я соревновался с очень сильными соперниками, такими Сергей Тарновский, призёр Олимпийских игр и чемпион мира , Олег Тарновский, многократный призёр чемпионатов мира, Михай Кихай, чемпион мира. Быть третьим среди таких атлетов вызвало у меня даже больше эмоций, чем победы в менее конкурентных гонках.
В прошлом и позапрошлом годах я выигрывал чемпионаты Молдовы, и эти победы тоже были особенными. Мои эмоции зависят от уровня соперников: чем они сильнее, тем ярче чувства после финиша.
Неудачи тоже бывают, но я стараюсь работать дальше, потому что они закаляют.
У меня нет одного спортсмена, который бы меня вдохновлял. Я наблюдаю за многими и беру понемногу от каждого. В каком-то смысле, я сам себя вдохновляю. Для меня чемпион отличается от просто сильного спортсмена не только физической подготовкой, но и ментальной устойчивостью. Чемпион умеет показать свои сильные стороны в нужный момент и правильно настроиться на соревнование. Сильный спортсмен тренируется физически, а чемпион — и физически, и психологически.

Гребец выиграл две золотые медали на республиканском турнире «Golden Kanoe».
«Гребля в Молдове — один из самых развитых видов спорта»
— В Молдове гребля — довольно известный вид спорта, особенно среди тех, кто следит за достижениями местных атлетов. Это один из двух самых развитых видов спорта в стране, наряду с борьбой, и оба приносят медали на международной арене.
С момента обретения независимости Молдова завоевала десять олимпийских медалей, из которых три — в гребле на каноэ: серебро Николая Журавского и Виктора Ренейского в 1996 году, а также две бронзовые медали Сергея Тарновского — в Токио и Париже.
Чтобы гребля в Молдове развивалась, в первую очередь нужна поддержка молодых спортсменов, особенно финансовая. У нас есть сложности по сравнению с другими странами, где большие команды имеют достаточно ресурсов. Хотя ситуация улучшается: когда я начинал, появление одной оригинальной лодки было событием, а сейчас их стало значительно больше. Некоторые лодки предоставляет сборная, некоторые спортсмены покупают сами.

Гребец уточнил, что в Молдове гребля — довольно известный вид спорта.
Организация чемпионата Молдовы с каждым годом становится лучше. Федерация сделала правильный шаг, перенеся соревнования на Гребной канал в Бельцах, который соответствует международным стандартам, в отличие от озера Гидигич, где проводились старты раньше.
Сейчас я продолжаю профессионально заниматься греблей и планирую посвятить этому ещё много лет. Но о карьере тренера пока не думаю. Это сложная работа, требующая полной отдачи.


Сабрина Тхор
Фото из архива автора и «СП»
Читайте также:
