Отцы и деды — жизнь под кулаком

Что побуждает молодых людей поднимать руку на пожилых родных

17.03.2018
Автор: Сергей Паскарь

Среди случаев насилия в семье встречаются и такие, когда его жертвами становятся пожилые родители и другие родственники. «СП» попыталась разобраться в корнях этого явления и методах борьбы с ним.

Внук не даёт житья

В редакцию «СП» пришло письмо, в котором пожилой бельчанин просил помочь его соседке. По его словам, вернувшийся из-за рубежа внук не даёт пенсионерке житья.

«Этот внук издевается над старушкой. Как-то летом он её побил, и она была вся в синяках, показывала их женщинам с нашего двора», — пишет пенсионер.

Обращения к участковому, по его словам, никакого результата не принесли: «Я тогда позвонил участковому и попросил посетить её и принять меры. [Он] обещал, что придёт через 2 дня, однако не пришёл. Потом узнал, что, оказывается, он часто к ней приходил, однако ничего не изменилось. Она говорила, что у этого внука в полиции работает какой-то полковник, который является его родственником, и поэтому участковый боится принимать какие-то меры. Несколько дней назад (письмо пришло 21 декабря) внук толкнул её, и она ударилась о стенку головой».

Причиной такого обращения, по мнению автора письма, служит 4-комнатная квартира старушки, которой внук хочет завладеть.


«Он ей говорит, что убьёт её и квартира останется ему. Я все подробности не могу описать. Прошу вас: помогите ей избавиться от него», — заключил пенсионер.

«СП» передала письмо читателя в прокуратуру, где нам пообещали провести необходимые проверки и сообщить о результатах.

Среди недавних судебных решений на сайте бельцкого суда описан следующий случай. Молодой человек, проживающий в одной квартире со своей бабушкой, будучи пьяным, избил её. Согласно медицинской экспертизе, у старушки на лице обнаружены синяки и оказался сломанным нос.

На суде внук полностью сознался в содеянном и заявил, что сожалеет о произошедшем. Пострадавшая бабушка попросила суд назначить внуку как можно более мягкое наказание, так как она находится у него на содержании.

14 февраля инстанция приговорила агрессора к полутора годам лишения свободы в пенитенциарном учреждении закрытого типа. Хотя и подсудимый, и адвокат, и даже пострадавшая просили условный срок, суд принял такое решение, учитывая, что ранее осуждённый уже привлекался к уголовной ответственности по похожему делу, но так и не исправился.

Основные причины — алкоголь и безработица

По данным бельцкой прокуратуры, за прошлый (2017) год в городе зарегистрировано 49 случаев семейного насилия (в 2016 — 71 дело). Из них 47 дел уже переданы в суд, а два ещё находятся в производстве. В девяти случаях жертвами по делу проходят пожилые родственники агрессоров. 

Как считает главный прокурор Бельц Виорел Туряк, главными причинами семейного насилия и, в частности, насилия над пожилыми можно считать безработицу и злоупотребление спиртными напитками. В большинстве случаев жертвами домашнего тирана становятся женщины и дети, но случается, что и мужчины, и пожилые члены семьи, вне зависимости от пола.

Виорел Туряк
Главный прокурор Бельц Виорел Туряк

Проявляться насилие может как в виде побоев, так и в виде изоляции, запугивания жертвы, пренебрежения, отъёма денег или других материальных средств и т. д. 


«Зачастую агрессорами становятся дети и внуки, не трудоустроенные и не имеющие никаких доходов. Позарившись на пенсию стариков, отпрыски прибегают к угрозам или даже побоям, дабы заполучить эти деньги. Часто такие люди злоупотребляют спиртным, а деньги нужны им на новую бутылку», — заметил прокурор.

Примирение невозможно

Виорел Туряк добавил, что заявить о факте насилия в семье может не только жертва, но и любой человек, ставший свидетелем этого явления. Более того, «согласно статье 276 Уголовно-процессуального кодекса, наличие заявления жертвы не обязательно. Если орган уголовного преследования (полиция, прокуратура) узнаёт, что где-то произошёл акт семейного насилия, он может сам начать работать по этому делу».

Прокурор обратил внимание, что лицо, заявившее об акте семейного насилия, не имеет права впоследствии это заявление забрать, как это бывает по некоторым другим статьям. Если до недавних пор жертва могла пойти с агрессором на мировую, то с 2016 года эту возможность из Уголовного кодекса (УК) исключили. Согласно статье 109 УК, примирение возможно в случаях, обозначенных главами с 2 по 6 Особенной части УК, тогда как статья 2011 о насилии в семье входит в 7 главу, и, следовательно, процедура примирения сторон здесь применяться не может.

Одна из мер, призванная оградить жертву, — постановление о защите, в соответствии с которым агрессору запрещают приближаться к пострадавшему на протяжении определённого времени. В случае нарушения может последовать арест.

«Нарушение установленных судом мер защиты наказывается неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 160 до 200 часов или лишением свободы на срок до трёх лет. Отмечу, что в большинстве случаев эти меры соблюдаются», — отметил Виорел Туряк.

По статье «Насилие в семье» агрессор может получить, в зависимости от тяжести совершённого преступления, от 150 часов неоплачиваемого труда в пользу общества до 15 лет лишения свободы (в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти жертвы).

Нельзя замалчивать преступление

Прокурор Бельц рекомендует как жертвам, так и свидетелям насилия в семье сообщать о каждом случае в полицию или прокуратуру. Это можно сделать и по телефону 902 и через Интернет. Все обращения регистрируют и берут на контроль.

«Вмешиваемся по необходимости»

Некоторые случаи семейного насилия над пожилыми проходят через Управление социального обеспечения и защиты семьи (УСОЗС) примарии. Как заметила главный специалист по проблемам пожилых и лиц с ограничением возможностей Наталья Тигиняну, таких случаев не так уж и много, а случаев, связанных с применением физической силы, — единицы.

Наталья Тигиняну
Главный специалист по проблемам пожилых и лиц с ограничением возможностей Наталья Тигиняну

Чаще всего информацию в УСОЗС присылают правоохранительные органы или другие учреждения, чтобы орган соцзащиты оценил ситуацию и вмешался, по возможности предоставляя необходимую социальную помощь.

«Первый шаг, который мы предпринимаем, — оцениваем положение семьи, узнаём, в чём эта семья нуждается. Далее в случае необходимости предоставляются необходимые услуги, о которых ранее семья попросту могла не знать», — заметила Наталья Тигиняну.

В случаях, известных собеседнице, чаще всего агрессорами становятся взрослые дети пожилых родителей, живущие на одной жилплощади.


«Пожилые и более молодые члены семьи не могут прийти к общему знаменателю в том, что касается расходования семейного бюджета: пожилые предпочитают экономить практически во всём, тогда как их дети предпочитают его тратить на важные, по их мнению, для семьи покупки. На этом фоне и начинаются разногласия», — сказала Наталья Тигиняну. 

Более тяжёлые случаи, связанные с алкоголизмом и побоями, здесь встречаются гораздо реже, так как правоохранительные органы предпочитают с ними разбираться самостоятельно.

«Если такие случаи и попадают в наше поле зрения, всё, что мы можем сделать, — это предоставить психологическую и социальную помощь в различных формах. Всем остальным занимаются правоохранительные органы. Мы продолжаем наблюдать за такими семьями на протяжении года. Социальный ассистент навещает семью либо самостоятельно, либо в сопровождении сотрудника полиции. Если в этом есть необходимость, мы вмешиваемся», — заметила собеседница.

По её словам, бывает, что социальные ассистенты сами выявляют случаи семейного насилия и передают информацию о них, согласно процедуре, в правоохранительные органы.

«Главный инструмент борьбы — информация»

Общественная организация «HelpAge International» занимается проблемами людей третьего возраста. Один из главных приоритетов организации — борьба с семейным насилием в отношении пожилых.

Как отметила координатор проектов Виктория Вирски, сейчас в организации действуют сразу несколько проектов в этой области. Речь идёт как о конкретных акциях, так и об обучении специалистов многопрофильных групп на уровне районов, «чтобы они могли обнаруживать жертв насилия и были способны оказать помощь, необходимую в каждом обнаруженном или перенаправленном случае».

Виктория Вирски
Координатор проектов Виктория Вирски

Ещё одно направление в этом же проекте — обучение журналистов работе со случаями семейного насилия, дабы своими публикациями не нанести жертвам ещё больший вред. Также, как отметила собеседница, «HelpAge International» в Молдове собирается разработать руководство для журналистов по работе со случаями насилия над пожилыми.

На местном уровне, сотрудничая с местными НПО, «HelpAge International» проводит различные мероприятия с целью установления жертв насилия и оказания им помощи.

«Практически организаторами выступают местные организации. Например, в Оргеевском районе в проект включены пять населённых пунктов: сёла Пересечина, Миток, Пеливан, Донич и Ватич. В каждом из сёл действуют НПО и группа волонтёров, которые проводят различные мероприятия для пожилых жертв семейного насилия. На этих встречах приглашённый эксперт разъясняет различные аспекты феномена домашнего насилия и борьбы с ним.

Этот проект запущен в ноябре прошлого года, и похвастать впечатляющими результатами мы пока не можем. Тем не менее в каждом из населённых пунктов мы обнаружили по несколько пожилых людей — жертв насилия и начали работу с ними. Мы объясняем им, что можно сделать, какими услугами можно воспользоваться, куда обращаться и т. д. В более сложных случаях с жертвами работает мобильная команда в составе адвоката, психолога и социального ассистента», — сказала Виктория Вирски.

Также собеседница отметила, что при обнаружении случаев семейного насилия над пожилыми волонтёры могут сами оповестить правоохранительные органы, многопрофильную группу, примарию и т. д.

По наблюдениям волонтёров, в большинстве случаев причинами агрессивного поведения становились алкоголизм, бедность и безработица.

Фото: pixabay.com, Яков Гасан

Молдова Плюс Домашнее насилие лого

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ:

FACEBOOK COMMENTS WILL BE SHOWN ONLY WHEN YOUR SITE IS ONLINE

© 2018 Газета “СП”. Все права защищены.