Жизнь, привязанная к «искусственной почке»

Через что проходят люди, нуждающиеся в гемодиализе

Сергей Паскарь
Фото и видео: Яков Гасан

Как живётся человеку, вынужденному по 4 часа два-три раза в неделю проходить через процедуру гемодиализа? Как наша медицинская система может ему помочь? На эти вопросы «СП» искала ответы у врачей и пациентов отделения нефрологии и гемодиализа при Бельцкой муниципальной клинической больнице.

Поделиться:

«Жить с этим очень сложно»

Вот уже 12 лет как Елена Кожокарь по два-три раза в неделю курсирует из села Василкэу, что в Сорокском районе, в Бельцы, где находится единственное на весь север Молдовы отделение гемодиализа.

По словам Елены, проблемы с почками передались ей по наследству от отца, которому ещё в 1968 году сделали операцию по пересадке почки в Москве. Новый орган не прижился, и вскоре после операции мужчина скончался.

Процедура гемодиализа
Елена приезжает в Бельцы на процедуру гемодиализа несколько раз в неделю.

«Ещё в девяностых мне поставили диагноз — хронический двусторонний поликистоз. Некоторое время проходила медикаментозное лечение, но в 2005 году оно перестало давать результаты. Я тогда лечилась в Кишинёве и с каждым днём чувствовала себя всё хуже и хуже. В один из дней врачи сообщили, что мои почки больше не в состоянии фильтровать кровь и мне необходимы процедуры гемодиализа, которые проводят Бельцах. Вначале мне хватало одной процедуры в неделю, но со временем пришлось перейти на две процедуры, а теперь я приезжаю сюда по три раза в неделю: по понедельникам, средам и четвергам. Еду каждый раз на маршрутке, муж подвозит до трассы, а до Бельц добираюсь на автобусе», — говорит женщина.

Из-за проблем с почками Елене пришлось уволиться ещё в девяностые: она работала воспитателем в детском саду.

«Было невозможно совмещать работу и лечение. Я в больницах проводила больше времени, чем на работе. В конце концов, когда мне дали вторую группу инвалидности, я решила окончательно уйти с работы. Позже, когда я перешла на гемодиализ, мне присвоили уже первую группу», — вспоминает Елена.

Жизнь человека, зависимого от гемодиализа, по словам собеседницы, полна сложностей, но это единственный способ для них продлить свои дни.

«Жить с этим очень сложно. Постоянно нужно придерживаться строгой диеты, следить за количеством выпитой жидкости, нельзя работать. Очень сложно с дорогой, так как от Сорок до Бельц не так уж и близко. Из-за больных почек появляются проблемы и с другими органами: с печенью, поджелудочной железой. Диализ проводится бесплатно, но нужно покупать лекарства, чтобы лечиться от других болезней, от давления и т. д., а пенсия маленькая. Тяжело, но с Божьей помощью и благодаря поддержке родных получается всё это пережить», — заключила Елена Кожокарь.
«Искусственная почка» — аппарат, от работы которого зависят жизни многих людей.
«Искусственная почка» — аппарат, от работы которого зависят жизни многих людей.

«Только благодаря врачам я всё ещё жив»

Ещё один наш собеседник Пётр Ферарь тоже вынужден по 2-3 раза в неделю «разрываться» между Сороками и Бельцами. Проблемы с почками начались у Петра три года назад как следствие лечения другой болезни.

Пётр Ферарь
«У меня обнаружили рак мочевого пузыря. Долгое время лечился в России химиотерапией, прошёл 23 курса. Как мне потом сказали, “химия” полностью “сожгла” мне мочеточники — от почек и до мочевого пузыря. Год назад я впал в кому, и меня отправили в Молдову умирать. Узнал, что в Бельцах есть отделение гемодиализа, и только благодаря здешним врачам я всё ещё жив, могу сам ходить, гулять, за рулём ездить», — говорит мужчина.

Из Сорок в Бельцы Пётр добирается вместе с ещё несколькими пациентами. Их собирает и везёт в Бельцы на микроавтобусе муж одной из женщин, которой также жизненно необходим гемодиализ.

«Мы скидываемся ему на бензин, и он везёт. Получается, и ему хорошо, и нам удобно», — заметил пациент.

По словам мужчины, ещё каких-то несколько лет назад он даже не мог представить, насколько это сложно — быть зависимым от гемодиализа.

«Я не знал этой беды, пока сам с ней не столкнулся. Это очень большая беда — ходить три раза в неделю на гемодиализ. У меня есть два сына и дочь, внуки, внучки, которые живут в России, Казахстане, Узбекистане. Они мне, конечно, помогают, но приезжать часто не могут, у них у каждого своя жизнь. Я к ним тоже ездить не могу, так как зависим от этой процедуры и должен постоянно бывать в Бельцах. Плюс ко всему я уже забыл о вкусе любимых продуктов и блюд из них, потому что приходится придерживаться строгой диеты.

С другой стороны, мне грех жаловаться, так как без гемодиализа меня давно бы уже не было на этом свете», — говорит Пётр Ферарь.

«В среднем люди живут с этим по 8–12 лет»

По словам Стеллы Гриб, врача отделения нефрологии и гемодиализа при Бельцкой муниципальной больнице, процедура гемодиализа становится необходимой, когда почки человека перестают справляться со своими функциями и очищать кровь от мочевой кислоты и других токсинов. Тогда пациента переводят на гемодиализ, и он 2-3 раза в неделю проводит по 4 часа у аппарата, называемого «искусственной почкой», через который пропускается кровоток пациента и проходит очищение крови.

Стелла Гриб, врач отделения нефрологии и гемодиализа при Бельцкой муниципальной больницы.
Стелла Гриб, врач отделения нефрологии и гемодиализа при Бельцкой муниципальной больницы.

Также пациентам необходима заместительная терапия — им вводят препараты кальция, железа, витамины, гормоны и другие препараты, увеличивающие уровень гемоглобина в крови, так как в большинстве случаев зависимые от гемодиализа страдают от анемии.

К необходимости в этой процедуре может привести целый ряд заболеваний, таких как пиелонефрит, уролитиаз (камни в почках), различные почечные аномалии, такие как поликистоз, а также болезни, на первый взгляд не связанные с почками, такие как сахарный диабет, гипертония и другие, которые могут привести к дисфункции почек.

«Если в 60-70-х годах такие люди просто умирали, то сегодня, благодаря появлению гемодиализа и современным методам диагностики, мы можем продлить жизнь пациентам на 5-8-10 лет. У нас есть пациенты, которые ходят на эту процедуру уже 20 лет, но обычно средняя продолжительность жизни на диализе составляет от восьми до 12 лет с момента первой процедуры. Можно сказать, что гемодиализ становится для пациентов образом жизни», — заметила Стелла Гриб.

Среди проблем, с которыми сталкивается отделение, самой острой собеседница считает устаревание аппаратов для гемодиализа.

«Мы нуждаемся в новых аппаратах, так как существующие своё уже практически изжили, они уже более 15 лет тут. Все необходимые таким пациентам медикаменты у нас есть, проблем с этим нет», — заметила врач и добавила, что всё лечение зависимым от гемодиализа пациентам покрывается за счёт страховой медицины.

Также, по её словам, государство покрывает пациентам из других районов и расходы на проезд по тарифам для общественного транспорта за километр.

Коллектив медиков отделения нефрологии и гемодиализа Бельцкой муниципальной больницы.
Коллектив медиков отделения нефрологии и гемодиализа Бельцкой муниципальной больницы. 

«К сожалению, мы можем помочь не всем»

Заведующий отделением нефрологии и гемодиализа Сергей Остапов также отметил износ оборудования как одну из основных проблем. Выход он видит в открытии нового центра гемодиализа на основе частно-государственного партнёрства.

Заведующий отделением нефрологии и гемодиализа Сергей Остапов.
Заведующий отделением нефрологии и гемодиализа Сергей Остапов.

«Примерно в мае следующего года в районе Центра общественного здоровья (санэпидемстанции) откроется новое отделение на основе частно-государственного партнёрства, оборудованное новейшей аппаратурой для проведения гемодиализа. Когда это произойдёт, здесь у нас останется только инициация (введение) больных в гемодиализ, после чего будем переводить их туда на амбулаторное лечение. Оплачивать процедуру также будет Национальная компания обязательного медицинского страхования», — рассказал Сергей Остапов.

Сейчас за бельцким отделением закреплены пациенты из 11 северных районов республики — 100 человек, но только взрослые. Детям, зависимым от процедуры гемодиализа, могут провести её только в Кишинёве, в Центре матери и ребёнка.

Заведующий с сожалением отметил, что отделение не может помочь всем нуждающимся в этой процедуре.

«Виной этому недостаток аппаратов для гемодиализа. Из-за этого у нас есть очередь из людей, которых ещё предстоит ввести в эту процедуру. У этих людей есть только два варианта: либо ехать в Кишинёв, либо ждать своей очереди. Двадцати аппаратов, которые у нас есть сегодня, недостаточно для обслуживания 11 районов страны. Мы не можем увеличить число пациентов, так как 20 аппаратов, работающих в две смены, хватает ровно на 100 человек.

Выходом могло бы стать открытие третьей смены, но, так как у нас недостаточно персонала в штатном расписании, это невозможно. Когда-то мы работали в три смены, но тогда у нас было больше врачей. Теперь кто-то уехал в Румынию, кто-то во Францию, и во всём отделении осталось только три доктора. В новом центре, который откроется в следующем году, будет 32 аппарата, что позволит существенно увеличить число пациентов, а списки ожидания исчезнут за ненадобностью», — считает собеседник.

Альтернативой процедуре гемодиализа врач назвал пересадку почек, которая в нашей стране развивается из года в год.

«Трансплантация также помогает освободить места для следующих нуждающихся в гемодиализе. В этом году в Кишинёв на трансплантацию почки отправились шесть человек, что позволило другим шести пациентам занять освободившиеся места на гемодиализе», — отметил Сергей Остапов.

Справка-Пояснение

Гемодиализ — метод очищения крови с помощью аппарата «искусственная почка». Аппарат для гемодиализа отфильтровывает из крови токсины, мочевину, избавляет от лишней жидкости, нормализует электролитный баланс, артериальное давление и восстанавливает кислотно-щелочное равновесие.

Mobirise

Поделиться:

FACEBOOK COMMENTS WILL BE SHOWN ONLY WHEN YOUR SITE IS ONLINE

© 2017 Газета “СП”. Все права защищены.