Автор: Нелли Ланская
Фото: Юрий Лях
Алексей после окончания 9 классов получил специальность автослесаря. Но трудоустроиться нигде не смог. Поскольку жил вдвоём с больной мамой, то уже в 16 лет впервые уехал из дома на заработки. Сначала работал в России, а потом переехал в Европу. Последние 7 лет жил в Бельгии. Два года назад почувствовал себя плохо. Сначала начал кашлять, потеть по ночам. Появилась слабость. О том, что может заболеть туберкулёзом, даже не думал. Когда совсем не смог работать, прилетел домой.
«Сразу пошёл в частную клинику и сделал снимок лёгких. На нём оказалось две дыры по 10 см. Врач мне сказал: "Иди в тубдиспансер и проходи обследование. У тебя, скорее всего, туберкулёз". Я, конечно, испугался. Даже домой не пошёл. Снял квартиру посуточно, чтобы проходить обследование. Когда пришёл в тубдиспансер со снимками, меня сразу положили в стационар. Там лежал полгода», — вспоминает Алексей.
Потом были ещё полтора года борьбы за жизнь и преодоления трудностей. Алексей регулярно принимал лекарства. О том, как и на что жил, вспоминать не хочет. Говорит, что было очень трудно. Помогали общественные организации. Модератор приносил каждый день таблетки, так как сам ходить не мог из-за сильной одышки. Работать тоже не мог, не было сил.
«Если бы мне не помогли материально и морально, сам бы не выбрался», — признаётся Алексей.
Во время болезни у него умерла мама, и он остался жить с бабушкой. После двух лет лечения удалось остановить процесс разрушения лёгких, но последствия болезни останутся уже навсегда. Алексей получил вторую группу инвалидности и пенсию в 300 леев.
Таких, как Алексей, к сожалению, немало.
Бывший бенефициар пришел в общественную организацию «Speranţa Terei» уже в качестве волонтёра. Надеется, что сможет помочь другим, попавшим, как и он, в трудную ситуацию. А если повезёт, то сможет остаться здесь работать какое-то время.
Заведующая Фтизиатрическим (противотуберкулёзным) диспансером муниципальной клинической больницы Раиса Барбуца отметила, что в Бельцах в период c 2014 до 2016 г. почти на треть снизилось выявление новых случаев заболеваемости туберкулёзом: с 96,4 случаев на 100 тыс. населения в 2012 г. до 66,4 в 2016 г. Однако это выше, чем республиканский уровень, который составляет 64,7 случаев на 100 тыс. населения.
Но при этом специалист считает, что цифры не отражают реальную ситуацию:
— Есть большие подозрения, что данные показывают не очень объективную картину. ВОЗ даёт совсем другой прогноз этой болезни для Молдовы. Разница очень большая. Это может говорить только об одном: мы не выявляем всех больных. Это подтверждает и тот факт, что многие пациенты приходят к нам с запущенной формой туберкулёза. Для того чтобы начался распад лёгких, должно пройти 4–6 месяцев. Всё это время больной опасен для окружающих. А мы лечим треть таких больных, — признаёт наш собеседник.
Раиса Барбуца отметила и ещё одну проблему. При выявлении болезни профилактическим путём идёт обследование конкретных категорий пациентов. Это люди, работающие с детьми, в сфере общественного питания, медики, больные сахарным диабетом и др.
«В группу риска у нас в городе включено только 7 % населения, а должно быть около 30 %. Это работа семейных врачей, которые должны направлять на обследования эти категории», — уверена главврач Фтизиатрического диспансера.
Немаловажную роль в выявлении болезни играют и сами пациенты. По мнению Раисы Барбуцы, человек сам должен нести ответственность за своё здоровье. И если появились такие признаки, как затяжной кашель, температура, похудение, одышка, и для улучшения состояния не помогают лекарства, нужно немедленно обращаться к семейному врачу.
При этом специалист замечает, что с подобными симптомами семейный врач примет как застрахованных, так и незастрахованных больных. Туберкулёз в Молдове лечится бесплатно.
Специалист считает, что для того, чтобы решить проблему профилактики и лечения туберкулёза, недостаточно только работы врачей, необходимо объединить усилия всего общества.
Кабинет диагностики фтизиатрического диспансера. Здесь современное оборудование, которое помогает специалистам устанавливать точный диагноз.
Бельцкая общественная организация «Speranţa Terei» уже 12 лет помогает людям, столкнувшимся с болезнью. Среди её бенефициаров, как сами пациенты, так и их родственники, и близкие.
«Известие о болезни — шок не только для больного, но и для его близких. Нам приходится объяснять, как нужно себя вести, как помочь больному и что делать, чтобы не заболеть самим, — рассказывает заместитель директора НГО «Speranţa Terei» Надежда Приску.
Именно поэтому информирование о болезни — одно из направлений деятельности организации. Второе — помощь в проведении лечения.
«Сейчас больные после стационарного лечения переходят на амбулаторное. Врач делает назначение, а модераторы, которых мы обучаем, помогают в продолжении лечения. Они ежедневно приносят таблетки и контролируют их применение.
Среди наших бенефициаров есть и люди, не имеющие постоянного места жительства. Это особая категория, к которой нужен особый подход», — объясняет Надежда Приску.
Модератор общественной организации Галина Запорожан уточнила: «Наши бенефециары — разные люди. Многие из них живут на улице. Мне приходится уговаривать их пойти со мной, чтобы пройти обследование в тубдиспансере. В этом году мне удалось привести на обследование около 100 человек. У восьми из них был выявлен туберкулёз".
Проблема в том, что после больницы требуется продолжать лечение ещё долгое время, а таким пациентам, как правило, некуда идти. "Некоторые теряются и не проходят курс до конца. Заканчивается всё это плачевно. Нередко летальным исходом. Есть и такие, которые продолжают жить на улице, и я ношу им таблетки на "место проживания". Моя задача — обеспечить прохождение лечения до конца.
Главная проблема в лечении — сам человек, его желание быть здоровым. И государство, и общество протягивают руку помощи», — считает Галина Запорожан.
Ливия Бегун, координатор коммунитарного Центра по поддержке пациентов, больных туберкулёзом и находящихся на амбулаторном лечении, также считает, что социально незащищённым семьям, которые сталкиваются с болезнью, нужна не только медицинская помощь.
«Бедность, невозможность решения своих проблем, незнание, как это сделать, — всё это с болезнью только возрастает. Очень многие не имеют документов, стабильного дохода на покрытие необходимых нужд, на питание.
Мы можем помочь человеку. Начинаем с оформления документов, если они отсутствуют. Оформляем получение ежегодных и разовых социальных пособий. Все вопросы решаем в контакте с местной властью. Мы являемся связующим звеном между пациентом и теми структурами, которые в состоянии решить их проблемы», — уточнила Ливия Бегун.
Центр работает при фтизиатрическом диспансере четыре месяца. За это время через него прошли 38 семей, затронутых туберкулёзом. Почти половина из них (17) — социально уязвимые.
Координатор центра сообщила и о случаях, когда больные отказываются от лечения. Тогда в силу должен вступать закон.
В 2012 году Правительство РМ приняло «Положение о порядке применения принудительной временной госпитализации в специализированные противотуберкулезные медицинские учреждения лиц, больных контагиозной формой туберкулеза, которые отказываются от лечения».
В нём определены основные положения, на основании которых может быть осуществлено принудительное лечение. Однако принять решение о принудительном лечении может только суд. Подготовка к нему — длительный процесс. Иногда необязательный больной может просто уехать в другой город или страну.
«Таких безответственных больных, к сожалению, немало», — констатирует координатор проекта.
С другой стороны, до сих пор нет закрытого учреждения для принудительного лечения. Поэтому чаще всего к уклоняющимся от лечения применяются штрафные санкции. Это, как правило, усугубляет и без того плохое финансовое положение семьи. Поэтому сотрудники центра стараются действовать методом убеждения и уговоров.
26 октября на заседании муниципального Совета была принята Муниципальная программа по контролю туберкулёза до 2020 года.
По словам начальника Службы здравоохранения Феодоры Родюковой, программа констатирует сегодняшнюю ситуацию с заболеванием и предусматривает стратегию борьбы с болезнью на ближайшие годы.
Так, отмечена положительная тенденция снижения заболеваемости, как среди взрослых, так и среди детей.
О степени завершения лечения говорят следующие цифры: 65 % больных, начавших лечение в 2013 году, прошли его успешно, в 2014 году — 41 %, в 2015 — 48 %. Среди пациентов с туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью, начавших лечение в 2013 году, 67 % излечились, в 2014 — 61 %.
Вместе с тем 18 % пациентов не завершили лечение. Около 40 % живут в неудовлетворительных условиях, за чертой бедности. Около 20 % выезжают за пределы республики на заработки с риском прекратить начатое лечение.
Феодора Родюкова отметила ещё одну серьёзную проблему. Это сочетание туберкулёза с другими болезнями — с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), сахарным диабетом, поведенческими нарушениями, вызванными алкоголем и наркозависимостью.
В 2016 году 13 % выявленных в Бельцах больных туберкулёзом были также носителями ВИЧ. На эту категорию приходится 56 % всех умерших в 2016 году. В Бельцах отмечается также высокий уровень смертности от туберкулёза. Он составил в 2016 году 16,6 случаев на 100 тыс. населения.
Начальник Службы здравоохранения считает, что одной из главных задач на ближайшее время является объединение двух программ контроля — за больными ВИЧ и туберкулёзом.
Совместные усилия местной власти и общественных организаций, по мнению Феодоры Родюковой, «будут способствовать достижению наилучших результатов в борьбе с опасными заболеваниями».
Поделиться: