Николай и Ирина решили отказаться от городской жизни и переехать в село в 2005 году, после нескольких лет работы в Бельцах и за рубежом.
«Выучившись на бухгалтера, я три месяца работала по специальности в одном из ресторанов, после чего устроилась на швейную фабрику. Там исполняла обязанности контролёра и многие другие. У родителей супруга был небольшой цветочный магазин, часть продукции для которого они выращивали сами в теплицах. Оттуда у него и появилась любовь к обработке земли. Потом мы ездили работать в Чехию. Я проработала там три года, а он — семь. Заработав немного денег, мы хотели купить себе жильё. В Бельцах это сделать было нереально, и мы решили переехать в Стурзовку. Моя свекровь, которая родом из этого села, вернулась сюда ещё в 2000 году, так как ей нужно было ухаживать за своей престарелой матерью — бабушкой моего супруга. В 2005-м мы решили последовать за ней, купили здесь дом и спустя ещё три года, в 2008-м, стали в нём жить», — вспоминает Ирина.
По словам собеседницы, они с мужем с самого начала чётко понимали, для чего они переезжают и чем будут заниматься в селе. Занятием, которое позволяет семье зарабатывать на жизнь, стало выращивание овощей и цветов в теплице.
«Муж сразу искал дом с большим участком, чтобы там можно было построить теплицы. В первый год после переезда мы сажали капусту в огороде, а уже на второй год начали строить теплицы — сначала деревянные, а затем и металлические.
Сезон работ продолжается круглый год. Из овощей выращиваем огурцы и помидоры, из цветов — тюльпаны, гиацинты, сульфинии, примулы и другие. Урожай огурцов собираем с апреля по конец июня, помидоры появляются с начала июля и до конца октября, после чего настаёт очередь цветов. В теплицах есть полив через капельную систему, отопление. Всё делаем своим трудом, год от года приобретаем что-то новое, совершенствуем наше хозяйство», — рассказывает Ирина.
Из граждан, меняющих своё место жительства, около 1/3 переезжают в Кишинёв и Бельцы.
Из отчёта Центра демографических исследований
«В городе я привыкла, что всё под боком: магазины, рынки — всё, что нужно. Я в Стурзовке жила уже год и не могла запомнить дороги в магазин или на местный базар, о селе не знала практически ничего. Постепенно мы здесь обжились. Появилось понимание, что это моё: моё село, мой дом, моё хозяйство», — замечает собеседница.
Теперь, прожив в селе почти десять лет и сравнивая городской и сельский образ жизни, Ирина отмечает, что и в одном, и в другом можно найти как плюсы, так и недостатки.
«В городе преимущество в том, что дети могут чем-то заниматься, ходить в какие-то секции, кружки. Возможностей для развития очень много. В селе с этим несколько потуже — есть школа, да и всё.
«И всё же по Бельцам я скучаю. Бывают моменты, когда из-за усталости хочется всё бросить и переехать обратно. Но, отдохнув и глянув свежим взглядом на то, что у нас здесь есть, такие мысли уходят сами по себе. Может быть, для того, кто родился в селе, здесь хорошо в любом случае, но я отдыхаю душой, только когда еду в город. Полностью сельчанкой я так и не стала. Если бы то, что у нас здесь есть, можно было бы каким-то чудом перенести в город, я была бы ничуть не против», — говорит Ирина.
На наш вопрос, почему, по её мнению, люди так редко переезжают в село и наоборот — всё больше бросают сёла и перебираются в город, собеседница заметила, что причиной тому стремление к лучшей жизни.
«Может быть, это происходит из-за того, что в городе больше возможностей для трудоустройства, в селе очень много физической работы, из-за чего люди очень устают. Уезжают, как они думают, подальше от тяжёлой жизни, но и в городе не так уж и легко — надо потрудиться, чтобы зарабатывать и содержать семью. Я считаю, что если человек действительно хочет чем-то заняться, то он сможет это сделать и в селе. Работать надо везде», — говорит Ирина Калетник.
«Статистике известны и случаи, когда горожане переезжают в село, но в основном в сёлах наблюдается отрицательный эффект от миграции, тогда как в крупных городах — прирост за счёт бывшего сельского населения. Например, в Кишинёв ежегодно переезжают около 6 тысяч человек, а уезжают за это же время около 2 тысяч. Отчасти это объясняется тем, что студенты, окончив обучение, возвращаются домой. Специализированных исследований на эту тему нет, и поэтому статистически эти данные отражены довольно бедно», — заключила Ольга Гагауз.
В то же время собеседница отметила, что в Молдове внутренняя миграция по сравнению с миграцией за рубеж не настолько интенсивна.
За 2010–2015 годы внутренняя миграция повысила численность городского населения, так как число переехавших в город существенно выше числа тех, кто переехал из города в село. За вышеуказанный период городское население страны увеличилось за счёт этого феномена на 25 тысяч. Переездов из города в село значительно меньше — их число составляет менее 20 % от общего числа переездов по стране.
Из отчёта Центра демографических исследований
Поделиться: