Медовому бизнесу приходится несладко

11.07.2017

Поделиться:


В конце мая в городе Купчинь Единецкого района при финансовой поддержке правительства Румынии, которое выделило около 160 тысяч евро, открылся первый Центр пчеловодства в северном регионе страны. Создание центра — один из проектов, который призван увеличить шансы молдавских производителей мёда развить прибыльный бизнес и продавать качественную медовую продукцию не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

Пчеловодам нужна помощь

Идея создать Центр пчеловодства возникла в 2012 году. Специально для этого Агентство регионального развития по северу (ADR Nord) при поддержке профильного министерства разработало проект «Создание интегрированной системы устойчивого развития пчеловодства в северном регионе развития».

«Мы хотели решить проблемы, которые не охватываются государством.. Изучив вопрос, поняли, что помощь нужна пчеловодам севера страны. Мы представили проект своим партнёрам из Европейского союза, одним из его пунктов было создание центра пчеловодства. В 2015 году получили финансовую поддержку для его реализации из Румынии», — пояснил директор Агентства регионального развития по северу Ион Бодруг.

С целью поддержать пчеловодов также были организованы в Бельцах три фестиваля мёда, где свою продукцию представили не только местные производители, но и их коллеги из европейских стран. По мнению Иона Бодруга, это была прекрасная возможность для молдавских производителей мёда не только реализовать свою продукцию, но и наладить дружеские отношения с зарубежными пчеловодами, обменяться опытом.

Проделана большая работа...

Проект по созданию специализированного центра пчеловодства стартовал в июне 2015 года.

«С июня 2015-го по май 2017-го, когда состоялось открытие центра, было сделано много: нашли подходящее здание, отремонтировали и переоборудовали его под потребности центра, завезли оборудование для фасовки и взвешивания мёда, специальные ёмкости для его хранения и гомогенизации (технология обработки, которая позволяет сохранять мёд текучим. — "СП"). Также организовали конкурс по выбору руководителя центра пчеловодства. Помимо этого, мы провели несколько семинаров, уделяя особое внимание молодым пчеловодам, организовали обучающий визит в Румынию, где молдавские пчеловоды могли перенять опыт своих коллег, занимающихся производством и упаковкой мёда по евростандартам, и мн. др.», — констатировал Ион Бодруг.

В центре будут работать два отдела: отдел информации, маркетинга продуктов пчеловодства и закупок, а также отдел по обработке и упаковке медовой продукции.

Также в прошлом году была создана Ассоциация пчеловодов северного региона, объединившая десятки производителей мёда из 11 районов севера страны. «Это не требовалось по условиям проекта, это была наша инициатива совместно с пчеловодами региона. Ассоциация поможет им лоббировать свои интересы не только на местном уровне, но и на национальном. К примеру, можно вести диалог с профильными министерствами о замене сахара в питании детей в детских садах и в школах мёдом, который в разы полезнее», — пояснил директор ADR Nord.

... но центр пока не работает

«Присутствовавшие на открытии пчеловоды были рады, что впервые за много лет на их деятельность и их проблемы власти обратили внимание», — рассказал Ион Бодруг.

Однако, хотя Центр пчеловодства был торжественно открыт, пока он не функционирует, так как продолжается процесс оформления всей необходимой документации для его регистрации в соответствующих инстанциях. Решается вопрос, какую форму деятельности придать центру — общества с ограниченной ответственностью или муниципального предприятия, разрабатывается устав предприятия и т.д.

По словам Иона Бодруга, на подготовку документации и сдачу в эксплуатацию центра пчеловодства у местных властей Единецкого района есть пару месяцев. Центр должен заработать в начале осени.

В планах — создание спецлаборатории

В планах ADR Nord подготовка новых проектов и поиск партнёров для капремонта кровли центра и обустройства прилегающей территории.

Но основная задача Агентства на будущее — создание специальной лаборатории с современным оборудованием, где можно будет контролировать качество медовой продукции, проводя соответствующие анализы. Лаборатория должна действовать при центре пчеловодства.

«Мёд для экспорта не должен содержать антибиотиков. Это требование ЕС. К сожалению, у нас встречаются не очень добросовестные пчеловоды, которые используют антибиотики. Из-за них может быть забракована вся партия мёда, предназначенная на экспорт. Именно для выявления всех примесей и добавок в мёде надо открыть подобную лабораторию. По примерным оценкам, её стоимость составит около 100 тысяч евро. Сумма немалая, будем под неё писать проекты», — поделился Ион Бодруг.

По его словам, в общении с партнёрами удалось выяснить, что центр пчеловодства как предприятие в будущем сможет самостоятельно участвовать в получении грантов на своё дальнейшее развитие и функционирование. «Радует тот факт, что и Министерство сельского хозяйства также обратило своё внимание на молдавских пчеловодов. Буквально накануне открытия центра узнал, что Минсельхоз при поддержке доноров, выдаёт небольшие гранты на развитие бизнеса для производителей мёда», — добавил директор ADR «Nord».

Государство «травит» пчёл, но возвращает затраты 

Своим мнением о том, какие изменения произошли в развитии пчеловодства, поддерживает ли производителей мёда государство, поделился с «СП» председатель Ассоциации пчеловодов северного региона Георгий Карпович:

«С 2012 года и по сей день мы ежегодно теряем порядка 30-50 % пчелиных семей, а следовательно, и мёда получаем меньше, и в этом виновато наше государство. Почему? Да потому что нам травят пчёл постоянно. Сильными химикатами обрабатываются поля и луга, тем самым уничтожается лётная пчела, которая приносит нектар — будущий мёд. Несмотря на наши жалобы, призывы и даже судебные процессы ещё никто эту проблему не решил».

По словам пчеловода с более чем 40-летним опытом, существенной помощи от государства молдавские пчеловоды не ощущают. Одно время существовала программа по выделению субсидий на развитие пчеловодства как бизнеса, но ими могли воспользоваться только молодые пчеловоды, которых в каждом районе страны не более двух-трёх.

«Пару месяцев назад Министерство сельского хозяйства внедрило программу по возврату пчеловодам половины затрат на приобретение оборудования для пасек, на закупку семей и т. д. Например, я вложил в дело 80 тысяч леев, государство обязалось вернуть мне 40 тысяч. Больше ничем государство нам не помогает», — сетует Георгий Карпович.

«Владельцы полей нас не слушают»

По словам председателя Ассоциации пчеловодов северного региона, с каждым годом количество собранного мёда уменьшается. И виной тому не только массовая гибель пчёл от отравления химикатами, но и слабая кормовая база. Из-за сокращения количества соответственно растёт и цена на натуральный мёд. В столице сегодня акациевый мёд можно купить по 110–120 леев за кг, майский — около 100 леев, мёд подсолнечника по 70–80 леев.


«В советские времена вокруг полей были сотни посадок с медоносными деревьями и кустами. Сегодня эти посадки практически уничтожены. Фермеры сажают самоопыляющиеся растения. Раньше владельцы полей приезжали на пасеки, просили определённое количество ульев, ставили их на свои поля, чтобы пчёлки естественным путём производили опыление. Фермеры платили пчеловодам за "наём" пчёл. Сегодня это практически никому не надо», — констатирует Георгий Карпович.

Пчеловоды неоднократно пытались договориться о сотрудничестве с лидерами сельхозугодий: те прекращают обрабатывать поля инсектицидами, а пчеловоды предоставляют им ульи с пчёлами. Сотрудничество выгодно всем: пчёлы делают свою работу — опыляют растения, фермеры получают хороший урожай, пчеловоды — большое количество хорошего мёда. Но к владельцам ульев пока никто не прислушивается.

«Но! Буквально сегодня (разговор состоялся 3 июля. — "СП") получил информацию, что лидеры Оргеевского района в Интернете просят пчеловодов приехать с ульями на их поля с подсолнухом. Они готовы нам платить и предоставить охрану для ульев», — поделился новостью Георгий Карпович.

«Центр пчеловодства скоро работать не будет»

Своё мнение председатель ассоциации высказал и по поводу Центра пчеловодства в Купчинь. По его словам, «центр пчеловодства скоро работать не будет», хотя в обратном его заверило руководство Единецкого района.

«В центре нет лаборатории. Она очень дорого стоит, где взять такие деньги? Совместно с ADR Nord был написан новый проект с целью поиска спонсоров. Лично я насчитал ещё одиннадцать пунктов, требующих доделки в этом центре: капремонт крыши, отопление в здании, приобретение автоматической линии по расфасовке мёда и в маленькие пакетики, и в фигурные баночки — "мишки", "слоники", и в обычную тару большего объёма. Сейчас там есть фасовочная линия, но она очень маленькая. Также нужны камеры для обогрева мёда перед его декристаллизацией, транспортёр для погрузки-разгрузки 300-килограммовых бочек с мёдом и ещё много пунктов по мелочам. Мы так подсчитали, что для всего этого нам надо денег в два раза больше, чем выделили на создание центра», — поделился расчётами Георгий Карпович.

Однако он считает, если в ближайшее время удастся найти средства для создания лаборатории по проверке качества мёда, то пчеловоды могли бы наладить продажу мёда на экспорт в Европу в больших количествах: «Мы бы не фасовали мёд в маленькие баночки, а продавали бы его прямо в бочках. Нам бы не приходилось ездить за границу и платить сумасшедшие деньги за каждую пробу мёда. В прошлом году такая проба стоила 1800 леев, сегодня — 2600 леев. Если в партии нашего мёда обнаружат антибиотики, мы потеряем рынок сбыта на долгое время. Если 7-8 лет назад нам запрещали экспорт мёда на 2 года, то сейчас возможен запрет на более длительный период».


Как отметил Георгий Карпович, молдавский мёд пользуется большим спросом на европейских рынках, в России и даже в Японии, так как наш мёд наиболее качественный и обладает особыми вкусовыми и лечебными свойствами. В этом году пчеловоды планируют экспортировать мёд подсолнечника. Правда, в каком количестве, пока не известно.

«Государство начало что-то для нас делать, но этого пока крайне мало. Страна у нас бедная, поэтому приходится крутиться самостоятельно, а это весьма трудно», — завершил беседу Георгий Карпович.

Виктория Воронцова

Фото Иона Урущука

Видео Сергея Паскаря и Владимира Петрусевича


Moldova+

Поделиться:

© 2017 Газета “СП”. Все права защищены.