«Если честно, водой из-под крана мы разве что птицу поим и стираем. Пить её и готовить на ней пищу мы избегаем. Вода желтоватого цвета, как-то я использовала её для заварки чая, и было ощущение, что я пила чай с содой», — рассказала местная жительница Екатерина Лика.
Как утверждает женщина, на финансирование проекта подключения она отдала 1800 леев, после чего ей пришлось дополнительно потратиться для того, чтобы провести воду в свой двор. Ежемесячно она оплачивает по 10 леев за кубометр воды при условии, что потребляет до 5 кубометров в месяц, а если больше, то тариф составляет уже 30 леев за кубометр. Экономические агенты также платят по 30 леев за кубометр (без учёта НДС).
По запросу редакции журнала «Natura», Мария Санду, доктор химических наук, сотрудник Института экологии и географии Академии наук Молдовы провела анализ воды, взятой из-под крана в Чучуленах. Исследование показало, что содержание аммония в ней превышено в два раза, а потребление воды с таким цветом недопустимо.
«Эта вода опасна и для почвы. Уровень нитритов в ней — 4,44, в то время как нормой считается отметка в 0,5. В ней нет необходимого кальция и магния. Одно радует — в ней нет нитратов», — отметила Мария Санду.
Павел Еремия, заведующий участком, отвечающим за безопасность окружающей среды при Центре общественного здоровья Хынчешт, заявил, что по чучуленскому водопроводу ещё не выдано разрешение на использование воды ни в питьевых, ни в технических целях.
«Мы планомерно проводим анализ воды из этого источника, но примария ещё не обратилась к нам для получения авторизации. Последний раз мы брали воду на анализ в ноябре 2017. Тогда анализы показали изменения в цвете воды, а также то, что она не содержит солей», — заметил Павел Еремия.
На создание сети водоснабжения в Чучуленах потрачено 3 миллиона леев. 2 миллиона леев выделил Национальный экологический фонд, тогда как оставшуюся часть суммы дополняли районный Совет, примария, Программа развития ООН (ПРООН) и местное население.
Сегодня к водопроводу подключена только десятая часть домовладений. Чтобы провести воду во все почти 2 тысячи дворов в Чучуленах, властям потребуется ещё около 9 миллионов леев.
По словам местных жителей, скважину пробурили на месте бывшей сельской свалки.
«Для скважины выбрали самое заражённое место. Неподалёку раньше находилось несколько ферм. С людьми не посоветовались. Когда я потребовал, чтобы мне предоставили результаты анализов воды, они [власти] уклонились и я так и не получил каких-либо данных», — отметил местный советник Ион Лупу.
Василе Марандич, председатель общественной ассоциации «ASD-Ciuciuleni», вспоминает, что напротив нынешнего расположения скважины раньше находились теплицы для табака, который обрабатывали дустом.
«Солярка там текла днём и ночью, так как трактористы сливали все избытки топлива, желая показать, что они работали. И в конце концов они [власти] решили поить народ водой из того места», — заметил Марандич.
Согласно Министерству сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, выделение участка для бурения скважины завизировал хынчештский Центр общественного здоровья (ЦОЗ).
«Свалка могла бы повлиять на качество воды, если бы речь шла об обычном колодце, глубиной в 10-20 метров. Если глубина скважины составляет 200-280 метров, я думаю, что не влияет. Практически, эту воду можно пить», — считает врач ЦОЗ Павел Еремия.
В ноябре 2011 года депутат от Либерально-демократической партии Григорий Кобзак, занимавший тогда должность председателя Хынчештского района, подписал обращение в Национальный экологический фонд для поддержки проекта по водоснабжению села Чучулены. Спустя полгода его фирма — ООО «Digricom» — получает более 2 миллионов леев публичных денег на реализацию работ по проекту.
В сентябре 2017 года Финансовая инспекция при Министерстве финансов констатировала, что фирма Кобзака допустила «недочёты в плане правильности и эффективности использования финансовых средств, выделенных Национальным экологическим фондом». Ведомство проинформировало об этом правоохранительные органы. Согласно Марии Виеру, главе пресс-службы Генеральной прокуратуры, дело находится в поле зрения Прокуратуры по борьбе с коррупцией, которая рассматривает факт превышения полномочий, допущенного руководством ООО «Digricom».
С 2011 по 2015 год, пока Григорий Кобзак занимал должности председателя Хынчештского района и депутата парламента РМ, ООО «Digricom» выиграло тендеров на сумму более 42 миллиона леев. Большинство контрактов предусматривают строительство систем водоснабжения и канализации в различных населённых пунктах Хынчешт.
Несмотря на сомнительное качество воды, примария продолжает расширять существующую водопроводную сеть. Летом 2017 года ООО «Vaspus» — фирма из Калараша, принадлежащая Василе Пушкашу, выполнила там работ на сумму 578 тысяч леев. Имя Пушкашу числится в списке доноров Демократической партии перед местными выборами 2015 года. Тогда он пожертвовал партии 60 тысяч леев.
Вместе с тем, его предприятие выиграло с 2011 по 2017 год публичных тендеров на сумму 6,4 млн леев. Большинство конкурсов выиграно в Калараше.
На выезде из Чучулен мы проезжаем станцию по снабжению села водой и поднимаемся вверх по течению реки Когылник в поисках источников, которые должны были питать своей водой село. В то время как в самом селе нет качественной воды, выше по течению мы находим полные озёра, питаемые водой из истоков Когылника.
Технико-экономическое обоснование проекта по водоснабжению Чучулен, поданное в Национальный экологический фонд в 2011 году указывает, что именно эти родники должны были стать источниками воды для села. Те же родники указываются и в заключении по проекту, выданном Государственной экологической инспекцией.
Из тех же источников планировала провести в село воду и общественная ассоциация «ASD-Ciuciuleni». Организация выиграла в 2008 году проект на сумму 738 тысяч евро, который финансировался Европейской комиссией.
«Там находятся несколько родников. Мы должны были сделать дренаж и направить 100 тонн воды в село», — утверждает Василе Марандич, председатель ассоциации. Проекту не суждено было быть реализованным, так как банк «Investprivatbank», в котором находились счета «ASD-Ciuciuleni», обанкротился.
Примар Чучулен Георге Григораш говорит, что примария отказалась обеспечивать село водой из этих родников сразу по нескольким причинам.
«В конце концов там, где они ["ASD-Ciuciuleni"] собирались реализовывать свой проект, участок был отдан в аренду, а позже и вовсе продан, и собственник выкопал там озеро. После появления озера уровень воды упал, и теперь эти родники больше нельзя использовать», — заявил примар Георге Григораш.
Теперь в русле Когылника можно заметить больше озёр. Четыре из них принадлежат сельскохозяйственному кооперативу «Luceafărul-1», управляемому столичным предпринимателем Николаем Березовским, остальные — местной семье Георге и Марии Цуркану. Участки, на которых находятся озёра, собственники приобрели в несколько этапов с 2000 по 2008 год.
Теперь во владении кооператива находятся более 32 гектаров земли, тогда как семья Цуркану владеет площадями в более чем 13 гектаров.
Март 2000
Декабрь 2000
Июль 2006
Май 2007
Maрт 2008
Июнь 2008
Август 2008
Январь 2009
Апрель 2009
Ноябрь 2011
Май 2012
Май 2017
Ноябрь 2017
Продажа земли в русле Когылника вызвала недовольство многих сельчан. Жители обратились в суд, чтобы отменить продажу участков, перешедших в собственность кооператива «Luceafărul-1». В январе 2009 суд Хынчешт аннулировал договор купли-продажи. Но спустя несколько месяцев, в апреле 2009 года, столичная Апелляционная палата окончательным решением аннулировала вердикт первой инстанции, оставив договор о продаже земли в силе.
До сегодняшнего дня местный советник Ион Лупу и ещё несколько десятков сельчан жалуются во всевозможные государственные учреждения, но безрезультатно.
Председатель кооператива «Luceafărul-1» Николай Березовский сказал во время телефонного разговора, что не допустил никакого нарушения.
«Все озёра в Молдове строятся на реках — иначе и нельзя. На всех реках, куда бы вы ни пошли, вы увидите озёра. Когда я пришёл, озеро уже было тут. Я его лишь разделил, укрепил дамбу, чтоб защитить село», — сказал Николай Березовский.
Национальная экологическая инспекция сообщила, что кооператив «Luceafărul-1» подготовил техническую документацию и регламенты эксплуатации для каждого своего водоёма и зарегистрировал их в Реестре озёр и водохранилищ Агентства водных ресурсов Молдовы, согласно предписаниям законодательства.
В Агентстве водных ресурсов, однако, дали несколько иную информацию.
«Мы не нашли ничего в реестрах. Согласно процедуре, если кто-то хочет построить (или реконструировать) озеро, мы даём им условия для разработки проекта, который потом проверяется Экологической инспекцией», — отметила главный специалист Управления менеджмента водных ресурсов при агентстве.
Согласно кадастровым данным, участки, которыми владеют кооператив «Luceafărul-1» и супруги Цуркану, имеют сельскохозяйственное назначение.
«В момент выставления на аукцион сельскозозяйственных участков не было указано, какие именно виды деятельности там могут проводиться. Информация о законной базе, согласно которой были построены озёра в русле реки Когылник, у примарии нет»«, — заявил примар Чучулен Георге Григораш.
«Когылник — самая несчастная река, со всех точек зрения. Широкая равнина реки была отмечена как собственность примарии до самых берегов, несмотря на то что по закону там должна быть охранная зона шириной не менее 50 метров», — отметил сотрудник Агентства водных ресурсов Ион Флиурца.
Получив землю, и кооператив «Luceafărul-1», и супруги Цуркану построили недвижимость на берегах озёр. Озёра кооператива огорожены сеткой, тогда как к озёрам семьи Цуркану путь преграждает шлагбаум.
Кооператив «Luceafărul-1» владеет четырьмя строениями площадью от 90 до 340 кв. м в русле Когылника. На берегу озёр обустроены беседки, а с помощью лодки можно уединиться на острове, сформировавшемся на месте бывшего пастбища. Георге и Мария Цуркану построили у своих озёр, на опушке Кодр пять домов. На веб-странице, продвигающей туристические возможности Хынчештского района, здесь обозначена зона отдыха. При это бизнес в русле Когылника не зарегистрирован в местной примарии. Также, по словам примара Георге Григораша, местная мэрия не обладает подтверждающими документами: градостроительными сертификатами, проектами и т. д. Предприниматели платят лишь налоги на землю и водную гладь.
Лилия Куркь, Сергей Паскарь
Фото авторов
Вёрстка: Владимир Петрусевич
Эта статья опубликована в рамках проекта «Follow the Money», реализуемого RISE Moldova и TOL, на средства гранта, предоставленного Министерством иностранных дел Чехии и National Endowment for Democracy. Авторы ответственны за содержание статьи, и она не выражает взгляды Министерства иностранных дел Чехии или National Endowment for Democracy.
Поделиться в соцсетях: